Прп. Феодорит Кольский и его духовное наследие : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции : первые Феодоритовские чтения, г. Кандалакша, 30 августа 2006 года / [под ред. иеромон. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2007. - 127 с. : ил. - (Феодоритовские чтения ; 1).

Жители Кандалакши, так и не добившись от властей разрешения на открытие церкви, обращались со своими потребностями в Ковду, к отцу Илие Кутузову. Это ста­ ло причиной беспокойства председателя Кандалакшско­ го райисполкома М. Чеченина, который осенью 1954 года обратился в Совет по делам Русской Православной церкви за разъяснениями, «имеет ли право священник церкви, на­ ходящейся в селе Ковда, выполнять религиозные обряды за пределами села Ковды и какие меры воздействия может принять райисполком в случае нарушения установленной ему границы»1. Но, как следовало из ответа Совета, гра­ ницы приходов не устанавливались и любой гражданин, независимо от места жительства, мог принимать у себя священника из действующей и зарегистрированной церк­ ви для исполнения треб на дому. «Разъезды священников по приглашению верующих не являются нарушением зако­ нов, относящихся к церкви, и не требуют на это разреше­ ния местных советских органов» - сообщалось в письме Совета в ноябре 1954 года2. Но уже в конце 1950-х годов право верующих прини­ мать у себя на дому священников было резко ограничено. Для того чтобы пригласить батюшку на дом, требовалось согласие не только всех членов семьи, но и лиц, совмест­ но проживающих. Конец 1950-х - начало 1960-х годов вошли в исто­ рию нашей страны как печально известный хрущевский «штурм небес», когда были предприняты попытки самым радикальным образом и в кратчайшие сроки решить «ре­ лигиозный вопрос». Естественно, все тенденции хрущевс­ 1ГАРФ. Ф. 6991. On. 1. Д. 1207. Л. 202. 2ГАРФ. Ф. 6991. On. 1. Д. 1207. Л. 202. 114

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz