История северного мореплавания : девятые Феодоритовские чтения, г. Североморск, 21-23 октября 2016 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 364, [3] с. : ил., портр., карт., табл., факс. - (Феодоритовские чтения ; 9).

Слово о преподобном Феодорите, просветителе Кольском (1481-15 1) родил великий сонм святых Кольского Севера, оставив после себя целую плеяду последователей школы монастырского старчества. Среди его учени­ ков такие знаменитые подвижники, как преподобные Трифон Печенгский и Варлаам Керетский, преподобномученики Печенгские Иона и Герман, игумен Гурий и с ним 116 мучеников. Духовное наследие, завещанное нам великим просветителем Кольским - преподобным Феодоритом, многогранно и масштабно. В равной степени уникальными и достойными восхищения являются обстоятельства его дол­ гой жизни, свидетельствующие об очевидном « о т младых ногтей» избран­ ничестве подвижника, об угодности Господу его великих дел и свершений. С семи лет пребывая во Владычнем монастырьке при Ростовской Архи­ епископии и трудясь над переписыванием книг для соловецкой библиотеки, возревновал юный «дьячишка Федор» о повторении подвига святителя Стефана, просветившего в XV веке светом веры евангельской языческие на­ роды Великой Перми. Для осуществления этой достойной миссии юный Федор обладал всеми необходимыми внутренними качествами и дарованиями. Очевидные спо­ собности к языкам, филологические, философские и богословские таланты он в полной мере наследовал от выдающихся предков. В конце XV века, с 1493 года, двенадцатилетний отрок Феодор уже чис­ лится в послушниках «н а Соловецком острове, в монастыре, иже лежит на Ледовом море». По уставу преподобного Зосимы Соловецкого, искус по­ слушания для соловецких послушников продолжался не менее трех лет, но игумен Досифей уже через год принял решение о постриге отрока с нарече­ нием имени Феодорит. Такая, как могла бы показаться, поспешность отнюдь не затрагивала незыблемых основ монастырского устройства, служащих формированию в каждом иноке человека внутреннего молитвенного дела­ ния и нацеленные на духовное созидание «служителя Христова и домостро­ ителя тайн Божиих» (1 Кор. 4, 1). Об этой мудрой несуетности воспитания «новой твари во Христе», о понимании того, что главное делание жизни монаха, на которое не жаль времени, - это одоление самого себя и своего «ветхого человека», дабы, стяжав Благодать Святого Духа, «облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4, 24). Об успешном реше­ нии этой величественной задачи ярко свидетельствует вся долгая жизнь ве­ ликого старца. Целых восемнадцать лет пребывает инок Феодорит в полном и неот­ ступном послушании у своего учителя, старца Зосимы, затем двенадцать лет 6

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz