История северного мореплавания : девятые Феодоритовские чтения, г. Североморск, 21-23 октября 2016 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 364, [3] с. : ил., портр., карт., табл., факс. - (Феодоритовские чтения ; 9).

Экспедиция на реконструированных кочах по пути СеменаДежнева Партнерами в этом проекте стали географический факультет МГУ Рус­ ское географическое общество, НПО «Северная археология» и Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова. По инициативе Тимофея Александровича Рогожина и под его руковод­ ством состоялась экспедиция по пути Семена Дежнева, посвященная 365-летию открытия казаками пролива, впоследствии названного именем Беринга. Офицер русского флота датчанин Витус Иоанассен Беринг в 1725- 1730 и в 1733-1741 годах руководил Первой и Второй Камчатскими экспе­ дициями и составил карту северо-восточного побережья Азии, но перво­ проходцами в этих опасных для мореплавания водах были казаки Семена Дежнева. Основой для строительства на экспериментальной судоверфи «Поляр­ ный Одиссей» двух реконструированных судов - «Апостол Андрей» и «Святитель Николай» - стала гравюра малого коча из трактата Николаса Витсена, голландского путешественника XVII века. Построенные в Петро­ заводске лодки «Святитель Николай» и «Апостол Андрей» значительно отличаются от исторического прообраза. С оригиналом совпадают форма корпуса и носа, наличие складывающейся мачты и «чердака» (каюты). Дли­ на судов немногим больше 10 м, а ширина - 3 м. Площадь прямого паруса 25 м2. Высота мачты - 8 м. Кочи оснащены дизельными двигателями «Vetus» мощностью 16 л.с. На борту - 8 спальных мест с надувными матрацами и спальными мешками: 4 верхних, 4 нижних. В носовой части расположен гальюн, оборудованный биотуалетом. Еда готовится на газовой плите с дву­ мя конфорками. Есть аккумулятор для зарядки мобильных телефонов и ак­ кумуляторов фотоаппаратов. От обогревателя, который, как предполага­ лось, будет работать на горячей воде в системе охлаждения двигателя, из-за его маломощности исходила арктическая прохлада, поэтому присутствие калорифера было формальным. В течение трех навигаций пройден путь по северным рекам: Северной Двине, Сухоне, по Онежскому озеру и Белому морю; от истоков реки Лены до порта Тикси; от Тикси - до Анадыря, всего около 11 500 км'. Из Петроза­ водска до Усть-Кута лодки доставлены на автомобильных платформах. В со­ ставе участников арктического этапа экспедиции работали восемь человек 1 2011 год: 2800 км - по водным артериям Республики Карелия, Вологодской и Архангельской об­ ластям. 2012 год: 4500 км - по территории Иркутской области и Республики Саха (Якутия) по реке Лена. 2013 год: 4300 км - по морю Лаптевых, Восточно-Сибирскому морю, Чукотскому морю, Берингову морю. 61 |

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz