История северного мореплавания : девятые Феодоритовские чтения, г. Североморск, 21-23 октября 2016 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 364, [3] с. : ил., портр., карт., табл., факс. - (Феодоритовские чтения ; 9).

Епископ Митрофан (Баданин) Православная церковь на Шпицбергене, в Баренцбурге году мы потребовали вернуть под суверенитет СССР остров Медвежий, но он так и не был передан, равно как и по Шпицбергену кондоминиума (со­ владения) с Норвегией мы также не добились. Тем не менее, российская дипломатия имела полезный опыт в вопросе защиты Северного морского пути. В 1620 году царь Михаил Федорович под страхом смертной казни запретил плавание «северным морским путем», через ямальский волок в Мангазею. Тогда было ясно, что надежно контроли­ ровать этот путь сил у России не хватит, а возможность проникновения мощных английских и голландских торговых, а затем и военных, флотов в русские владения на Севере более чем реальна. Таким образом Сибирь вскоре могла стать английской или голландской колонией, как это вскоре случилось с Северной Америкой, Индией, Индо­ незией и пр. В XVI веке Англия еще не осуществляла коло­ низацию, и отношения между Россией и Англией, традиционно имевшей льготы в морской торгов­ ле на российском Севере, по-прежнему внешне оставались дружескими. «Каждый год к Архангельску приставало не­ сколько английских кораблей с товарами. Однако предприимчивые англичане не желали ограничи­ ваться лишь торговлей с Москвой, но стремились проникнуть далее на юго-восток, особенно в Персию, пользуясь Московией как транзитным путем »1. Не оставляли они и идеи проложить 1 Шпаковский А.Я. Торговля Московской Руси с Персией в XVI-XVII веках / / Сборник статей. Студенческий историко-этнографический кружок. Киев, 1915. Вып. VII. С. 3. Капитан Ричард Ченслер на приеме у царя Иоанна Грозного 40

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz