История северного мореплавания : девятые Феодоритовские чтения, г. Североморск, 21-23 октября 2016 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 364, [3] с. : ил., портр., карт., табл., факс. - (Феодоритовские чтения ; 9).
Антон Иванович Тучков ский, пустынножительный и общежительный. Сам Сергий с братом ушли от ближайшего города (Радонежа) верст на 12, а от ближайшего монастыря (Хотькова) верст на 10. Но это была настоящая глушь : гора в дремучем лесу с медведями и оленями. Ближайшие сподвижники Сергия - преподобные Кирилл Белозерский, Ферапонт Белозерский, Павел Обнорский - уходили за сотни верст, в Заволочье, как тогда называли эти земли, и искали совсем глухие места. Высочайший парадокс духовной жизни: монахи искали уеди нения, а за ними приходили крестьяне, и складывался новый мир, куда более густонаселенный, - мир Русского Севера1. Русский Север в итоге превра тился в страну монастырей, настоящую Северную Фиваиду. Вплоть до на чала XVIII века северные монастыри были духовными, культурно-просвети тельскими, административными, хозяйственными и во енно-политическими центрами этой огромной части Российского государства. Громадное кольцо монастырей охватывало весь Русский Север. В XVII веке только в Поморье, без Важского и Чарондского уездов и без Соловецкого монастыря и его «пустынь», насчитывалось 78 монастырей. В Двинском уезде тогда же было 11 монастырей. Все монастыри были тесно связаны между собой водными магистраля ми - реками, озерами и волоками. Особую роль играли два самых знамени тых, влиятельных и богатых угодьями монастыря - Соловецкий («Русский Северный Афон», «Морской Синай») и Кирилло-Белозерский, получив шие в XVII веке, при патриархе Никоне, почетное имя «великих государевых крепостей» (третьей «государевой крепостью» был Троицко-Сергиев мо настырь). Лишь немного уступал двум великим монастырям Антониев-Сий- ский монастырь. Следует отметить, что монахи и трудники монастырей ак тивно занимались северным мореходством, чему есть яркие примеры - от святого Безымянного Инока до подвига преподобного Варлаама Керетского. Крестьянский Север консервативен, он сохраняет общинный, демокра тический уклад, во многом идущий от домонгольской Руси. Впоследствии именно здесь община не была изуродована крепостным правом (в Архан гельской губернии и Карелии крепостничества вообще никогда не было, а в Вологодской губернии оно было лишь в южной ее части, близ Вологды). На Русском Севере община сохраняется как содружество людей, сплотивших ся в борьбе с суровой природой и опасными врагами (не будем забывать, что первое упоминание той же Варзуги в 1419 году связано с ее сожжением Махнач В.Л. Мир и дух Русского Севера, http://www.archipelag.ru. 358
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz