История северного мореплавания : девятые Феодоритовские чтения, г. Североморск, 21-23 октября 2016 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 364, [3] с. : ил., портр., карт., табл., факс. - (Феодоритовские чтения ; 9).

Антон Иванович Тучков ский, пустынножительный и общежительный. Сам Сергий с братом ушли от ближайшего города (Радонежа) верст на 12, а от ближайшего монастыря (Хотькова) верст на 10. Но это была настоящая глушь : гора в дремучем лесу с медведями и оленями. Ближайшие сподвижники Сергия - преподобные Кирилл Белозерский, Ферапонт Белозерский, Павел Обнорский - уходили за сотни верст, в Заволочье, как тогда называли эти земли, и искали совсем глухие места. Высочайший парадокс духовной жизни: монахи искали уеди­ нения, а за ними приходили крестьяне, и складывался новый мир, куда более густонаселенный, - мир Русского Севера1. Русский Север в итоге превра­ тился в страну монастырей, настоящую Северную Фиваиду. Вплоть до на­ чала XVIII века северные монастыри были духовными, культурно-просвети­ тельскими, административными, хозяйственными и во енно-политическими центрами этой огромной части Российского государства. Громадное кольцо монастырей охватывало весь Русский Север. В XVII веке только в Поморье, без Важского и Чарондского уездов и без Соловецкого монастыря и его «пустынь», насчитывалось 78 монастырей. В Двинском уезде тогда же было 11 монастырей. Все монастыри были тесно связаны между собой водными магистраля­ ми - реками, озерами и волоками. Особую роль играли два самых знамени­ тых, влиятельных и богатых угодьями монастыря - Соловецкий («Русский Северный Афон», «Морской Синай») и Кирилло-Белозерский, получив­ шие в XVII веке, при патриархе Никоне, почетное имя «великих государевых крепостей» (третьей «государевой крепостью» был Троицко-Сергиев мо­ настырь). Лишь немного уступал двум великим монастырям Антониев-Сий- ский монастырь. Следует отметить, что монахи и трудники монастырей ак­ тивно занимались северным мореходством, чему есть яркие примеры - от святого Безымянного Инока до подвига преподобного Варлаама Керетского. Крестьянский Север консервативен, он сохраняет общинный, демокра­ тический уклад, во многом идущий от домонгольской Руси. Впоследствии именно здесь община не была изуродована крепостным правом (в Архан­ гельской губернии и Карелии крепостничества вообще никогда не было, а в Вологодской губернии оно было лишь в южной ее части, близ Вологды). На Русском Севере община сохраняется как содружество людей, сплотивших­ ся в борьбе с суровой природой и опасными врагами (не будем забывать, что первое упоминание той же Варзуги в 1419 году связано с ее сожжением Махнач В.Л. Мир и дух Русского Севера, http://www.archipelag.ru. 358

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz