История северного мореплавания : девятые Феодоритовские чтения, г. Североморск, 21-23 октября 2016 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 364, [3] с. : ил., портр., карт., табл., факс. - (Феодоритовские чтения ; 9).
Епископ Митрофан (Баданин) Ледовое судно - поморский коч Строительство судов таких размеров было весьма привычным, можно сказать, обыденным делом русских поморов. «Для постройки судов они не имеют особенной верфи, но каждый предпринимающий работу выбирает себе зимой удобное место близ своего дома. Хороший лес для постройки получают от лопарей с берегов реки Туломы. Доску для чистых поделок, же лезо и такелаж привозят из Архангельска»1. Кстати, Соломбальская (Архан гельская) государственная судоверфь была заложена еще при Иване Гроз ном в 1581 году. Правда, исконные традиции северного кораблестроения в специфиче ское Петровское время настойчиво пытались истребить в угоду западным образцам. Так, например, архиепископ Холмогорский и Важский Варнава, подчиняясь всесильному «оку государеву» - обер-прокурору Синода, ра зослал в 1726 году по епархии Указ «о б уничтожении всех поморских рыбо ловных судов старых образцов и постройке впредь только «гал еотов » и «катыфлентов»2. Тем не менее, навыки и опыт северного мореплавания удалось сберечь. Уникальным изобретением наших северных мореходов явилось «ледовое судно» - поморский коч. Длина коча 16-17 метров, ширина 4 метра, с весьма небольшой осадкой, что позволяло судну входить в устья северных рек в любое время года. Коч принимал на борт до 30 тонн груза и до 50 человек экипажа. Характерной 1 Дергачев. Подробное описание Лопской земли. № 96. : Архив СПб. ИИ РАН. Ф. 247. Петропавловская церковь в Поное. № 30. 34
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz