История северного мореплавания : девятые Феодоритовские чтения, г. Североморск, 21-23 октября 2016 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 364, [3] с. : ил., портр., карт., табл., факс. - (Феодоритовские чтения ; 9).

Условия северного мореплавания посте, то в другом в зависимости от изменения в ходе исторического разви­ тия направления внешних давлений». Главное отличие северного цивилизационного форпоста от южного со­ стоит в том, что освоение огромньгх приполярных и заполярных террито­ рий, включение их в экономический и культурный строй России происходи­ ло мирным путем. Это было в первую очередь религиозно-культурное, а от­ нюдь не военное проникновение. На Север в XIV-XVI веках шли в первую очередь монахи. Монастыри, погосты и скиты и стали теми опорными пун­ ктами, которые впоследствии позволили оседать здесь и немонашескому русскому населению, основывать не только промысловые станы, деревни и села, но и города. Эту эпоху обычно называют эпохой преподобного Сергия Радонежско­ го, ибо он ее олицетворяет. Эпоха Сергия была, несомненно, настоящим возрождением вследствие обращения к античному христианству III—VI веков, через деятельное по­ средство Константинополя, где к власти пришли сторонники святителя Григория Паламы, священнобезмолвствующие исихасты. Так сложилось, что преподобный Сергий и его ученики (а следовательно, основанные ими монастыри) явились важнейшим «орудием» религиозно-культурного воз­ рождения Руси. Прежней Руси в XIV века уже не было. Вторжения на Русь шли и с Запа­ да (из Швеции, Венгрии, Польши, Литвы, Тевтонского ордена), и с Востока, где с 1054 года главным врагом были половцы. Но в 1237-1240 годах Русь пережила страшное нашествие - «Батыев погром», после которого рус­ ские князья стали «подручниками» ханов Улуса Джучи, впоследствии на­ званной Золотой Ордой. После этих вторжений Русь больше не была «Гар- дарики», то есть страной городов с огромным процентом городского насе­ ления. Город стал слаб и уже не мог определять культуру, как это было в XII веке. Центром культуры становится монастырь, причем необычный. Монастырей в домонгольской Руси было мало, заметно меньше, чем го­ родов. Кроме того, монастыри были городскими, находились либо в городе, либо рядом с ним. Скажем, первые русские иконописцы, Алипий и Григо­ рий, монашествовали в Киево-Печерском монастыре, но работали в самом Киеве. В конце XIV века и главным творцом культуры, и единственным камер­ тоном, по которому она настраивается, становится монастырь, однако не городской, где каждый монах жил и спасал душу наособку от других, а сель­ 357

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz