История северного мореплавания : девятые Феодоритовские чтения, г. Североморск, 21-23 октября 2016 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 364, [3] с. : ил., портр., карт., табл., факс. - (Феодоритовские чтения ; 9).

Антон Иванович Тучков Знаменитый мурманский промысел сельди ские и даже приуральские рати не только разгромили вогульского князя Асыку, но и обложили ясаком Сибирь1. Эта особенность северных общин сохранялась вплоть до середины XIX века, последней массовой ополченской акцией была оборона Колы и Соло­ вецкого монастыря во время Крымской войны. Религиозныеусловия Для нашей темы важно понимание одного феномена, описанного А. Дж. Тойнби - феномена, который он назвал «цивилизационный фор­ пост». «Назовем народы, государства или города, испытывающие в тече­ ние достаточно длительного времени непрерывное давление извне, “форпостами”» 2. Для цивилизации, которую Тойнби называет «русское православие», выделяются два цивилизационных форпоста - казачество и северный фор­ пост. При этом форпосты могут существовать одновременно или меняться по своему значению. Вот только стать цивилизационным «тылом » нашим, православным, форпостам не удается. Временно - да, случается. Для Севера это чуть более 100 лет, с 1809 по 1914 год. Тойнби трактовал это так: «Если обратиться к православной ветви в России, то можно обнаружить, что ви­ тальность общества имеет тенденцию концентрироваться то в одном фор­ 1 Каргалов В.В. Русские воеводы XV1-XV1I вв. М.: Вече, 2005. С. 7-8. 2 Тойнби А. Дж. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991. С. 140. 356

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz