История северного мореплавания : девятые Феодоритовские чтения, г. Североморск, 21-23 октября 2016 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 364, [3] с. : ил., портр., карт., табл., факс. - (Феодоритовские чтения ; 9).

Евгений Петрович Ананских Васко да Гамой, Колумбом, Магелланом, продолжили Ченслер, Уилоби и Виллем Баренц. Насколько тяжелыми и опасными были плавания в высоких широтах, го­ ворит тот факт, что из трех вышеназванных капитанов на родину живым вернулся лишь один. Следует заметить, что после Баренца западные евро­ пейцы на более чем два столетия прекратили поиски северо-западного про­ хода. То, что не удалось им, сумели свершить наши соотечественники: пре­ одолев гигантские расстояния через полярные штормы и льды, в неимовер­ но тяжелых условиях пройти Северо-восточным маршрутом в Тихий океан. В то время как для западных европейцев наши северные моря были недо­ сягаемой страной мрака и холода, для русских людей плавания по ним были обычным, хотя и очень тяжелым и опасным делом. Изучение истории северного мореплавания способствует пробужде­ нию у детей интереса к Северу. Знакомые в повседневной жизни слова и на­ звания (Мурман, Кола, Печенга, Баренц, Соловки) начинают для них зву­ чать по-новому, обретают более глубокий смысл. Необходимо, чтобы дети относились к Северу не просто как к месту временного проживания, куда многие их родители приехали в силу необходимости, а как к малой Родине, с ее историй, культурой, традициями. Изучение северного мореплавания помогает - воспитанию мольно-волевых качеств и свойств, того, что называ­ ется северным характером, что способствует формированию у детей чув­ ства гордости за свою страну, гражданственности и патриотизма, ощуще­ нию своей духовной, культурной, исторической связи не только с великой, но и малой Родиной. В конце курса обучения, в мае, ДМЦ проводит военно-патриотический лагерный сбор «Норд-вест» с плавательной практикой. На сборе ребята в возрасте от 11 до 17 лет живут в палатках на берегу Кольского залива, по­ лучают первоначальные знания по безопасному поведению и спасанию на воде, навыки управления гребной лодкой и маломерным судном. Дети в ла­ гере находятся в условиях для современных школьников близких к экстре­ мальным. Погода в этот период неустойчива, нередки снежные заряды и по­ нижение температуры воздуха до +3+4 градусов. Пребывание детей в палатках, на берегу моря, в незнакомой обстановке, в условиях плохой погоды и осадков, участие в новых и сложных видах дея­ тельности вызывает у них сильное эмоциональное и физическое напряже­ ние и стресс. Это предъявляет высокие требования к морально-психологи- ческой подготовке участников программы. 318

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz