История северного мореплавания : девятые Феодоритовские чтения, г. Североморск, 21-23 октября 2016 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 364, [3] с. : ил., портр., карт., табл., факс. - (Феодоритовские чтения ; 9).
Юлия Петровна Бардилева енное время могли служить и палатка, и жилой дом, и открытое поле: «Толь ко передвижение полка и время боя могут служить достаточными причина ми к несовершению богослужений». Священнику предписывалось совершать торжественные молебны перед боем и панихиды об убитых по сле боя, заботиться о церковном хоре. «В о время боя место священника на передовом перевязочном пункте... Но священник должен быть готов во всякую минуту пойти и вперед, где потребуется его участие». Священник должен был заботиться о том, чтобы убитые не оставались без погребения. Духовенству вменялось в обязанность беседовать с воен ными, реагируя на положительные и негативные проявления их поведения. Священники должны были заботиться о полковых библиотеках, сообщать родственникам о месте и времени смерти последних, организовывать при своих частях общества помощи семьям убитых членов этой части. В этой же брошюре, в приказе по ведомству протопресвитера военного и морского духовенства от 1 января 1916 года, помимо указаний о богослу жебной деятельности, духовенству рекомендовалось обратить внимание на необходимость поднятия морального духа воюющих защитников Отечества: «Мы теперь должны разъяснять не только догматы веры, сколько догматы бо- евойжизниибоевойработы: учить долгу, разумномутруду, самоотверженному служению, предостерегать от позора (сдачи в плен и т. п.), наставлять, обо дрять, утешать, поддерживать в воинах веру в нашу правду, в мощь России, в самих себя, в силу молитв русской земли, в помощь Божию»19. Более или менее подробную информацию мы знаем о нескольких из морских священников Флотилии Северного Ледовитого океана - Алексан дре Гургенидзе, Петре Покарове, Алексее Иваницком и протоиерее Павле Воронове. На транспортном судне «Ксения» походная церковь появилась еще во Владивостоке в 1910 году благодаря тщанию начальника дивизиона подво дных лодок Сибирской флотилии, капитана II ранга Виктора Романовича Магнуса. При ней с 1914 года церковным старостой состоял подпоручик Прокопий Маркович Калайда. Первым ее священником стал Александр Да видович Гургенидзе, 1881 года рождения, из семьи протоиерея. Он окончил на «отлично» (по I разряду) Тифлисскую Духовную семи нарию, поступил в число студентов Императорского Петербургского Уни верситета на факультет восточных языков в августе 1902 года, проучился 1 Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф. 2044. On. 1. Д. 21. Л. 96, 98, 98об, 99,102. 304
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz