История северного мореплавания : девятые Феодоритовские чтения, г. Североморск, 21-23 октября 2016 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 364, [3] с. : ил., портр., карт., табл., факс. - (Феодоритовские чтения ; 9).

Юлия Петровна Бардилева к концу XIX века представляло собой «белое пятно» в рыбопромысловом плане. Все вышеуказанное подтверждает, насколько важным и значимым в гео­ политическом и экономическом отношении стал Кольский Север на рубеже XIX - XX столетий. Первая мировая война в очередной раз резко изменила значение Коль­ ского Севера для России. Первый же опыт военного времени показал, что Архангельский порт, недоступный в течение почти шести зимних месяцев, особенно при отсутствии ледоколов, и связанный со страной одной лишь узкоколейной железной дорогой, не в состоянии пропустить огромного по­ тока грузов, имевших для России жизненно важное значение. Это обстоя­ тельство заставило правительство вспомнить о необходимости создания не­ замерзающего порта на Мурманском побережье и железной дороги, кото­ рая связала бы его с центральной частью России: Владивостокский порт находился далеко от театра военных действий, Архангельский замерзал, черноморские и балтийские перекрыл противник. России был нужен порт, способный принимать океанские суда круглый год. Летом 1915 года место для его открытия выбрала гидрографическая экс­ педиция В.Е. Ляхницкого - урочище Семеновское в южном колене Коль­ ского залива1. Вскоре после открытия порта занялись созданием на Кольском Севере военно-морской базы. 19 июля 1916 года, согласно Высочайше утвержден­ ному приказу, для обеспечения союзных грузовых операций через северные русские порты из кораблей и флотских подразделений (охрана водного рай­ она Архангельского порта, партия траления, береговые батареи, служба свя­ зи Белого моря) была сформирована Флотилия Северного Ледовитого оке­ ана - оперативное объединение российского ВМФ на Северном морском театре военных действий в период Первой мировой и Гражданской войн. В состав Флотилии вошли 94 боевых и вспомогательных корабля (лин­ кор «Чесма», крейсеры «В аря г » и «Аскольд», транспорт-мастерская «Ксения» и др.). Личный состав - 11,4 тыс. офицеров и матросов (из них более половины — на Мурмане), до 2 тыс. солдат и до 2,5 тыс. ратников морского ополчения (вспомогательные службы). В Александровске разме­ стился гарнизон из 150 человек. 1 Екатерининская гавань / / Кольская энциклопедия. В 5-и т. Т. 2. Е - К / Гл. ред. А.Н. Виногра­ дов. Санкт-Петербург: ИС; Апатиты: КНЦ РАН, 2009. С. 19-20; Официальный сайт ПИНРО. http:// www.pmro.ru/15/index.php/en/news/l-newspinro/788-26-1899-l-r; Залесский Н.А. Флот Русского Севе­ ра в годы Первой мировой и Гражданской войн, http://mob.rgo-sib.ru/news/152.htm. 300

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz