История северного мореплавания : девятые Феодоритовские чтения, г. Североморск, 21-23 октября 2016 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 364, [3] с. : ил., портр., карт., табл., факс. - (Феодоритовские чтения ; 9).
Ледовитого океана БАРДИЛЕВА Юлия Петровна, кандидат историче ских наук, доцент кафедры истории и права Мурманского арктического государственного университета, г. Мурманск В конце 80-х годов XIX века у России появилась потребность в строи тельстве незамерзающего порта на Баренцевом море. Причиной такого ре шения Морского ведомства Российской империи послужило активное раз витие германского флота и ожидание окончания сооружения немцами Кильского канала, соединившего Балтийское и Северное моря, а также не возможность в зимнее время осуществить вывод судов из Финского залива в случае войны с Великобританией. В 1894 году с целью поиска места для строительства незамерзающего порта граф Сергей Юльевич Витте, занимавший в то время пост министра финансов Российской империи, направился в путешествие по приморским районам Архангельской губернии и определил местом строительства Екате рининскую гавань. Позже он написал в своих воспоминаниях: «Такой гран диозной гавани я никогда в своей жизни не видел; она производит еще более грандиозное впечатление, нежели Владивостокский порт и Владивосток ская гавань». По результатам посещения Кольского полуострова граф С.Ю. Витте предложил Александру III построить в Екатерининской гавани военно-мор- скую базу, а также провести железную дорогу и построить электростанцию. Но проект не получил поддержки со стороны императора Николая И. Одна ко после этого граф С.Ю. Витте внес на Государственный совет Российской 298
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz