История северного мореплавания : девятые Феодоритовские чтения, г. Североморск, 21-23 октября 2016 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 364, [3] с. : ил., портр., карт., табл., факс. - (Феодоритовские чтения ; 9).

«Артиллерийская дуэль» ледоколов докол долго находился во Франции. Летом 1928 года в Торговое представи­ тельство СССР в этой стране обратились представители фирмы «М . Ролья- но » из Марселя с предложением продать ей ледокол «Козьма Минин». Торгпредство переслало информацию в Наркомат путей сообщения (в чьем распоряжении в тот период находился морской флот). 22 августа 1928 года нарком путей сообщения обратился в Совет народных комиссаров. Пред­ ложению французских коммерсантов было придано политическое значе­ ние. «Имея в виду, что вопрос о возвращении Союзу СССР уведенных рус­ ских судов, находящихся во Франции и колониях, не разрешен, что, вместе с тем, является для нас крайне важным использовать это обращение фран­ цузской фирмы как факт, подтверждающий признание за Союзом ССР пра­ ва собственности на уведенные суда, НКПС находит, что вступление с на­ званной фирмой в сделку о продаже судна является целесообразным», - подчеркивалось в письме1. Был подготовлен проект постановления Совета народных комиссаров о продаже судна,2но сделка не состоялась. В том же 1928 году «Козьма Минин» был передан Франции и переобо­ рудован в минный заградитель, названный «К астор ». Он использовался не только по прямому назначению, но и как плавбаза для подводных лодок в Ту­ лоне. В составе ВМФ Франции «К астор » принял участие во Второй миро­ вой войне. В июне 1940 года он находился в Бизерте, где 10 октября был разоружен. 8 декабря 1942 года его захватил германский флот, после чего минзаг передали Италии (где он получил обозначение FR60). 5 июня 1943 года корабль был затоплен в Бизертском озере. После окончания войны его подняли и в 1947 году сдали на слом3. «Канаду» 15 июня 1921 года передали Управлению морским транс­ портом Белого моря и Северного Ледовитого океана для использования в качестве ледорезного парохода. 12 июля того же года судно переимено­ вали в «Федор Литке». «Белый лебедь» отечественного ледокольного флота (как называли его современники4) работал и воевал в Арктике и на Дальнем Востоке до своего списания в 1958 году (за исключением двух лет службы на Черном море в 1928-1929 годах). Среди его достижений - поход к острову Врангеля в 1929 году, сквозное плавание по Северному морскому пути из Владивостока в Мурманск в 1934 году, участие в «Зимней» (Совет- 1 ГАРФ. Ф. р-5446. Оп. 9а. Д. 556. Л. 2. ; Там же. Л. 1. 3 Pagesl4-18. Forum: [Электронный ресурс], http://pagesl4-18.mesdiscussions.net/pagesl418/ Forum-Pages-d-Histoire-aviation-marine/marine-1914-1918/castor-minin-mouilleur-sujet_4063_l .htm. 4 Визе В.Ю. Указ. соч. С. 165. 279

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz