История северного мореплавания : девятые Феодоритовские чтения, г. Североморск, 21-23 октября 2016 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 364, [3] с. : ил., портр., карт., табл., факс. - (Феодоритовские чтения ; 9).

Никита Анатольевич Кузнецов ным от остального мира, должен обслуживаться целой флотилией ледоко­ лов... Между тем, из общего числа имевшихся 12 ледоколов и ледокольных пароходов в нашем распоряжении находится всего один. Один ледокол по­ гиб. Два ледокола взяты французами и один - англичанами без всяких усло­ вий вскоре по прибытии союзников в Северную область и до сего времени не возвращены, несмотря на прекращение военных действий с Германией... Что касается остальных семи, то они были сданы в эксплуатацию британско­ му адмиралтейству по чартеру, срок которого ныне истек»1. Большая часть ледоколов, оказавшихся в руках британских союзников, была практически сразу уведена в Англию. После окончания Гражданской войны Советскому правительству были переданы лишь два из них - «Свя- тогор» и «Святой Александр Невский». Важную роль довелось сыграть ледоколам при эвакуации войск Север­ ной области в феврале 1920 года. Но, прежде чем перейти к изложению этих событий, необходимо сказать несколько слов об их «главных героях» - ле­ доколе «Козьма Минин» иледороезе «Канада». В период Первой мировой войны строительство ледоколов в России развивалось довольно быстрыми темпами. Это было связано прежде всего с необходимостью обеспечения зимней навигации на Белом море. В декабре 1915 года Министерством торговли и промышленности и Морским мини­ стерством была утверждена совместная программа, по которой на англий­ ских верфях построили 8 ледоколов - 3 морских и 5 портовых2. В качестве прототипа для морских ледоколов выбрали «Ц арь Михаил Федорович», построенный немецкой фирмой «Вулкан» и вступивший в эксплуатацию в начале 1914 года. «Козьма Минин» (и однотипный с ним «Князь Пожарский») строились на английской фирме «Сван Гунтер» в Ньюкастле. «Козьма Минин» пришел в Архангельск в конце ноября 1916 года, став первым ледоколом, построенным по программе 1915 года. Вместе с «Кня ­ зем Пожарским», прибывшим через месяц, суда смогли продлить навига­ цию в районе аванпорта Экономия, а в апреле следующего года начать но­ вую. До этого, в январе, «Минин» вывел в Баренцево море один конвой и привел несколько пароходов к Архангельску3. Во время Гражданской вой- 1 Залесский Н.А. Флотилия Северного Ледовитого океана в Гражданскую войну / / Война на Северном морском театре. 1914-1918 годы. Сборник. СПб., 2003. С. 80. 2 Андриенко В.Г. Ледокольный флот России 1860-е - 1918 гг. М., 2009. С. 423. ' Там же. С. 424-425. 262

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz