История северного мореплавания : девятые Феодоритовские чтения, г. Североморск, 21-23 октября 2016 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 364, [3] с. : ил., портр., карт., табл., факс. - (Феодоритовские чтения ; 9).
«Артиллерийская дуэль» ледоколов тилии подверглись значительному сокращению. На тот момент из морских учреждений на Севере существовали: штаб флотилии, Дирекция маяков и лоций Северного Ледовитого океана (объединенная со Службой связи), Гидрографическая экспедиция Белого моря и Северного Ледовитого океа на, Печорская и Северо-Двинская речные флотилии, Архангельский и Мур манский порты и санитарная инспекция. Позже в состав морских сил также вошла Онежская озерная флотилия. Снабжение флотилий велось через Мурманский военный порт (командир - капитан 1-го ранга Д.О. Дараган). К началу 1920 года в составе флотилии Северного Ледовитого океана на ходились линкор «Ч есм а», 4 эсминца, 1 подводная лодка, 4 тральщика, 6 по сыльных и 7 гидрографических судов, 1 плавмастерская, 2 портовых судна, 1 ледорез, 4 портовых ледокола, 4 катера, а также прибывшие с Онежской флотилии 6 катеров-истребителей и 2 моторных катера. Активную деятель ность по обеспечению безопасности мореплавания, проводке транспорт ных судов и исследовательские работы в западном секторе Арктики осу ществляли Дирекция маяков и лоций и Гидрографическая экспедиция. С за нятием войсками Красной Армии Архангельска (21 февраля 1920 года), а затем Мурманска (13 марта 1920 года) оставшиеся корабли флотилии вошли в состав Морских сил Белого моря и Северного Ледовитого океана, позже - Беломорской военной флотилии1. На протяжении всего периода существования флотилии ледоколы игра ли важную роль в ее деятельности и в целом в обеспечении судоходства в Бе лом, Баренцевом и Карском морях. Большинство из них (за исключением захваченных союзниками) продолжали свою работу и в период существова ния Северной области и ее вооруженных сил. 2 сентября 1918 года состоя лось межведомственное заседание, в котором участвовали представители Управления морским транспортом, командования Флотилии и Архангель ского порта. Обсуждался вопрос возможности организации зимой ледо кольных рейсов между Архангельском и Кандалакшским заливом с целью наладить связь с Мурманском, избегая прохода через горло Белого моря. Организация таких рейсов была признана возможной и желательной2, но на деле регулярные рейсы ледоколов проходили через горло Белого моря. 1 Подробнее об истории Флотилии Северного Ледовитого океана см.: Залесский Н.А. Флот Русского Севера в годы Первой мировой и Гражданских войн //Летопись Севера. Т. VI. М., 1972. С. ISO- 161; Жалнин Д.£. История строительства и боевой деятельности Флотилии Северного Ледовитого океана (1914-1920 гг.). Дисс. ... канд. ист. наук. Мурманск, 2005; Яровой В.В., Смолин А.А., Приданников М.И. Морские силы Северного моря (1920-1922 годы). СПб., 2013. : Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 4448. On. 1. Д. 22. А. 45-46. 259
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz