История северного мореплавания : девятые Феодоритовские чтения, г. Североморск, 21-23 октября 2016 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 364, [3] с. : ил., портр., карт., табл., факс. - (Феодоритовские чтения ; 9).

Алексей Юрьевич Емелин 29 апреля 1916 года М.С. Рощаковский сдал должность начальника Служ­ бы связи Белого моря, а 5 июля 1916 года был назначен адъютантом морско­ го министра И.К. Григоровича. На этом посту он выполнял самые разные поручения. Одно из первых вновь было связано с Севером. В автобиогра­ фии среди своих заслуг этого периода Рощаковский отмечал: «доставил от­ ряд английских подводных лодок в целом виде и речными путями из Архан­ гельска в Петроград»1 - речь идет о транспортировке в августе-сентябре 1916 года на специальных баржах по Северной Двине, Сухоне и Мариин­ ской системе британских лодок «С 2 6 » , « С 2 7 » , « С 3 2 » и « С 3 5 » . Иссле­ довавший боевые действия английских подлодок на Балтике Д.Ю. Козлов отмечал, в частности, что благодаря энергии и предприимчивости М.С. Ро­ щаковского к приходу лодок из Англии в Архангельск (21 августа 1916 года) уже были уже подготовлены баржи, и размещение первой лодки началось в тот же день2. Следующая поездка - на юг. В октябре 1916 года М.С. Рощаковский ру­ ководил доставкой эшелона с командой и пулеметами на Дунай, для Экспе­ диции особого назначения3. И вновь дал себя знать бескомпромиссный характер. Обратимся к пись­ му начальника Экспедиции особого назначения, контр-адмирала свиты его величества М.М. Веселкина к морскому министру И.К. Григоровичу (24 ок­ тября 1916 года, порт Рени). «Глубокоуважаемый Иван Константинович. Считаю себя обязанным доложить Вашему Высокопревосходительству 0 причинах, побудивших меня столь решительно и быстро расстаться с кап. 1 р. М.С. Рощаковским. Дело в том, что Рощаковского я знаю давно и как офицера считаю его верхом добросовестного отношения к служебным обя­ занностям. Но, по-видимому, непривычный для него чин капитана 1 ранга повлиял на его память, и он позабыл то время, когда он сам был обер-офице- ром. Я его не узнал. За один всего день пребывания в Рени он был груб с че­ тырьмя обер-офицерами, и некоторым из них, весьма достойным, сделал замечания в грубейшей форме по причинам, не стоящим внимания, доведя одного из них, кстати, отличного офицера, только что вернувшегося с по­ зиций - до истерики. 1 РГАВМФ. Ф. р-2192. Оп. 2. Д. 4847. Л. 8. 3 Козлов Д.Ю. Британские подводные лодки в Балтийском море. 1914-1918 годы. СПб., 2006. С. 132. 3 РГАВМФ. Ф. 418. On. 1. Д. 3445. Л. 20-33. 250

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz