История северного мореплавания : девятые Феодоритовские чтения, г. Североморск, 21-23 октября 2016 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 364, [3] с. : ил., портр., карт., табл., факс. - (Феодоритовские чтения ; 9).

«Энергичный человек, полный самых лучших намерений» Капитан 1-го ранга Николай Васильевич Кротков. Гельсингфорс. 1915. С февраля 1916 года являлся и. о. начальника Кольского района и отряда судов обороны Кольского залива, с 14 декабря 1916 по март 1917 года - командующий сводным отрядом судов Флотилии Северного Ледовитого океана кие исполнители и именно такие слова государю нравились. В ответной те­ леграмме говорилось: «Поручаю Вам проехать по линии строющейся Мур­ манской железной дороги, передать всем мое спасибо за самоотверженный труд, объяснить им государственное значение этой работы. Николай». Конечно, в истории с «гужевыми перевозками» были и отрицательные моменты. Пробитая в снегах трасса быстро покрывалась навозом, сани по нему скользили плохо, животные стремительно выбивались из сил, превра­ щаясь в обтянутые кожей скелеты. Кроме того, подбор для перевозки наи­ более важных грузов приводил к хаосу в остальных грузах, а привлеченные для перевозки силы отвлекали ресурсы от строительства Мурманской же­ лезной дороги. Бывший начальник обороны Кольского залива Н.В. Кротков позднее да­ вал такую оценку: «Организованная таким образом гужевая перевозка че­ рез Кандалакшу не оправдала ожидавшихся результатов, она вывезла всего только около 5400 тонн груза, но она в то же время внесла крупную дезорга­ низацию в план морских перевозок грузов на ледоколах через Мурманск на Архангельск, затем нарушала систему разгрузок в Мурманске своими тре­ бованиями внеочередной подачи специальных грузов, а затем ее вредное влияние сказалось в вопросе о сроке готовности Мурманской железной до­ роги. Это последнее обстоятельство служило поводом неоднократных кол­ лизий и докладов министров у государя, вследствие чего получались распо­ ряжения то усиливать гужевую перевозку в ущерб готовности железной дороги, то, наоборот, ее приостановить. Приняв во внимание вред, наносимый оленям и лошадям всего северно­ го края, надо сделать заключение, что польза от гужевой перевозки оказа­ лась весьма сомнительной. $ •J 247

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz