История северного мореплавания : девятые Феодоритовские чтения, г. Североморск, 21-23 октября 2016 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 364, [3] с. : ил., портр., карт., табл., факс. - (Феодоритовские чтения ; 9).

«Энергичный человек, полный самых лучших намерений» очередь - Северного (с центром в г. Алексан- дровске, ныне - Полярном). Однако зимой с1915н а1916 год деятельная натура начальника службы нашла себе новый объект применения. Прекрасно известно, что в течение навига­ ции 1915 года возникали огромные трудности с отправкой вглубь России доставляемых морем грузов. Одним из способов решения проблемы было строительство Мурманской железной до­ роги, которая позволяла разгрузить Архан­ гельск, а также обеспечить транспортировку грузов зимой, когда Архангельск был недосту­ пен из-за льда. Рощаковский предложил свое временное решение проблемы - доставленные на Кольский полуостров грузы, которые не мог­ ли следовать далее из-за ледовой обстановки, он предложил на оленьих упряжках подвозить к уже действовавшим участкам Мурманской железной дороги1. Русская армия в течение 1915 года испытывала острейший снарядный голод, так­ же не хватало винтовок. В связи с этим Рощаковский и предлагал таким экстренным способом возить наиболее срочные грузы, в первую оче­ редь - винтовки. Оказавшись в Петрограде, он добился встречи с импера­ трицей, изложил идею и добился того, что она написала о ней Николаю II, находившемуся в Ставке. Вынесенная в заголовок статьи цитата - « . . . энергичный человек, полный самых лучших намерений» - именно из письма Александры Федоровны. В результате Рощаковский фактически получил карт-бланш на реализацию плана. К перевозкам было привлечено около 15 ООО оленей и почти все проживавшие на Кольском полуострове лопари, вплоть до женщин. Использовались и лошади. Считается, что за январь-апрель 1916 года таким образом было доставлено около 250 ООО винтовок, большое число патронов и гранат2. ' Подробнее о стройке см.: Голубев А.А. Мурманская железная дорога: история строительства (1894-1917 гг.). СПб., 2011. 2 Визе В. Всемирная война в Архангельском крае / / Известия АОИРС. 1918. № 3-4; Варнек П.А. Русский Север в первую мировую войну / / Морские записки. 1949. Вып. VII. С. 23-25; Трошина Т.Н. Ве­ ликая война и Северный край. Европейский Севере России в годы Первой мировой войны. Архангельск, 2014. С. 146-148. Главноначальствующий г. Архан­ гельск и района Белого моря вице-адмирал Алексей Петрович Угрюмов, в подчинении которого находилась Служба связи Белого моря 245

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz