История северного мореплавания : девятые Феодоритовские чтения, г. Североморск, 21-23 октября 2016 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 364, [3] с. : ил., портр., карт., табл., факс. - (Феодоритовские чтения ; 9).

Руслан Александрович Давыдов о компенсации Василию Антонову за захват его судна, оказались тщетными. Но откуда вообще появились эти странные «100 тонн»? Э. Омманней утверждал, что в 1854 году, еще по пути в Белое море, его эскадра заходила в Хаммерфест. И там к нему обратились купцы (надо по­ лагать, норвежские), сопровождаемые офицером норвежского флота, жела­ ющие узнать, действительно ли британская и французская эскадры не будут препятствовать традиционной русско-норвежской торговле. Именно на этой встрече, по утверждению Э. Омманея, и было решено ограничить т. н. «привилегии» для российских судов, участвующих в русско-норвежской торговле, не распространяя ее на суда более 100 тонн1. В России, в Архангельской губернии, ничего не знали об этом, прямо скажем, сомнительном по своей легитимности соглашении между норвеж­ скими купцами, норвежским морским офицером с одной стороны и коман­ диром эскадры Royal Navy - с другой, сделанном, по всей видимости, экс­ промтом, без предварительного уведомления правительств Великобрита­ нии, России, Швеции и Норвегии. Надо ли говорить, что поморы, судовла­ дельцы ишкиперы, готовившие свои суда, эти самые 100 тонн превышающие, к плаванию в Норвегию, даже не догадывались о грозящей им опасности? Власти Архангельска узнали о выдуманных Э. Омманнеем «100 тоннах» только 17 (29) июля - из письма от капитана королевско-норвежского флота и командира норвежской эскадры в Финмаркене X. Крога шведско-норвеж­ скому консулу в Архангельске. Таким образом, месяцем ранее несчастный шкипер «Волги» В. Антонов и другие поморы никак не могли знать о суще­ ствовании этого ограничения, но верили, что английские военные моряки не станут нарушать обещаний, официально данных правительством Велико­ британии не препятствовать российско-норвежской торговле на Севере. Позднее, когда командующие эскадрами Великобритании и Франции объявят об официальном начале блокады портов Белого моря, Э. Омманней в соответствующем документе подтвердит, что «торговля между крестьяна­ ми финмаркенскими и беломорскими не будет прервана»2. По странной забывчивости, Э. Омманней ни слова не напишет о том, что на участвующие в торговле русские суда свыше 100 тонн разрешение распространяться не будут. Зато он вспомнит об этих пресловутых «100 тон­ нах» потом, уже в Великобритании, когда с надменностью джентльмена 1 TNA. TS 45/155. В оригинале: «and it was then agreed between them that the privilege should not be extended 100 tones». Л ГААО. Ф. 2. On. 1. T. 5. Д. 5631. Л. 37-37 об. 204

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz