История северного мореплавания : девятые Феодоритовские чтения, г. Североморск, 21-23 октября 2016 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 364, [3] с. : ил., портр., карт., табл., факс. - (Феодоритовские чтения ; 9).

•I I Особенности морского судоходства в Белом море в годы Крымской войны 1853-1856 годов «Волги» жаль, конечно, но ничего не подела­ ешь - война. Но о компенсации в данном случае и речи быть не может1. Когда же отрицать наличие официальных до­ говоренностей со Швецией и Норвегией о бес­ препятственной российско-норвежской торгов­ ле стало невозможно, аргументация противников Дж. Уайтхеда изменилась. Мол, поздно уже что- либо исправлять: деньги за «призовое судно» уже поделены. Эрасмус Омманней, которого запросили об обстоятельствах взятия «Волги», ответил, что у шкипера «Волги » не было никаких докумен­ тов, подтверждавших его участие в торговле с Норвегией (и ему, конечно, поверили на слово). Главным же аргументом Э. Омманнея было то, что «В олга» (опять же со слов Э. Омманнея) была больше 100 тонн - как минимум 120 тонн2. Казалось бы, ну и что? Какая разница, какое водоизмещение или грузоподъемность у русской шхуны: 100, 110 или 120 тонн? Ни Великобрита­ ния, ни Швеция с Норвегией через своих консу­ лов не сообщали российским властям о каких-ли­ бо ограничениях по этим показателям для судов, которым было официально разрешено производить торговлю с Норвегией в условиях войны. Между тем, Э. Омманней настаивал: раз «В ол га» больше 100 тонн, зна­ чит - законный приз. Его объяснение в Великобритании посчитали «пол­ ным и удовлетворительным»3. А усилия Дж. Уайтхеда, ходатайствующего 1 В оригинале одного из документов: «The vessel was admittedly Russian, and was navigated under Russian F lag»; «the rights, nay the duty, of a British cruiser to capture Russian vessels wherever they may meet them »; «poor owner»; « I hardly think that that can be considered a ground for compensation in the present case». C m .: TN A T S 45/140. 2 Как в зарубежных, так и российских документах середины XIX века часто не уточнялось, что имеется в виду: водоизмещение судна или его грузоподъемность. В оригинале: «Captain Ommanney then observes that the dimensions of the “Volga” far exceeded those which had been prescribed, being at least 120 tones, that she had moreover no certificate from any consul as to her being engaged in the coasting trade». Под­ робнее см.: TNA. TS 45/155. 3 TNA. TS 45/155. В оригинале: «his explanation appears to me be most full and satisfactory». Эрасмус Омманней (1814-1904), командовавший эскадрой Королевского Флота в Белом море в 1854 году. Национальная портретная галерея, Великобритания. Иллюстрация размещена на сайте: http://www.npg.org.uk. Э. Омманней начал службу в Королевском флоте под началом своего дяди, Джона Омманнея. В 1827 году в возрасте 13 лет отличился в Наваринском сражении, в действиях против турецкого флота. В 1850-1851 годах руководил поисками пропавшей полярной экспеди­ ции Франклина 203

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz