История северного мореплавания : девятые Феодоритовские чтения, г. Североморск, 21-23 октября 2016 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 364, [3] с. : ил., портр., карт., табл., факс. - (Феодоритовские чтения ; 9).

Особенности морского судоходства в Белом море в годы Крымской войны 1853-1856 годов ске много годов, и был в С.-Петербурге в октябре месяце 1853 года. Он не­ малого росту волосы на голове и бровях светло-русые, лицо рыжеватое, и он еще сказывал, что, будто, поступил в эту эскадру по собственной воле без жалования и из любопытства»1. Рассказал В. Антонов и о результатах обстрела англичанами Соловецко­ го монастыря2. Он заметил повреждения бизань-мачты одного из парохо­ дов, произведенные пушечным выстрелом защитников монастыря, а «и з разговоров понял, будто бы у них убито только два человека3» . Документы из фондов The National Archives Великобритании, с которы­ ми автору настоящего очерка довелось поработать в 2012 году, показывают, что сведения В. Антонова об английской эскадре, в общем, были близки к действительности, за исключением того, что касалось численности команд пароходов. По показаниям В. Антонова, на каждом из пароходов было не более 100 человек, тогда как фактически на «Миранде» и «Бриске» было 200 и 190 человек соответственно. Ниже приводятся краткие, но достоверные сведения об английской эскадре на основе судовых журналов и другой документации, относящейся к 1854 году4. Подробнее о ней предполагается рассказать в отдельной пу­ бликации. Деревянный винтовой пароход «Миранда» («M iranda»). Спущен на воду в 1851 году. Тоннаж (tonnage) - 1039 т. Длина между перпендикуляра­ ми 196 фут.; ширина максимальная 34 фут. Глубина трюма (depth in hold) 20 фут. 9 дюймов. Осадка с трехмесячным запасом провизии - 15 фут. Мощ­ ность машины, установленной в 1851 году (железный котел был изготовлен в 1847 году) и прошедшей ремонт в 1853 году, составляла 250 л. с. Угольные ямы вмещали 250 т. топлива. Воды - 34 т., балласта - 25 т. Команда состояла из 200 человек, в т. ч. 28 офицеров, 41 унтер-офицер (petty officers)5, 74 ма­ троса, 33 юнги (boys) 1-го и 2-го классов, 24 морских солдата (mariners). 1 ГААО. Ф. 2. On. 1. Д. 5599. Л. 109-109 об. 2 Подробнее см.: Давыдов Р.А., Попов Г.П. Оборона Русского Севера... С. 63. 3 ГААО. Ф. 2. On. 1. Д. 5599. Л. 107 об. Это вполне сопоставимо с данными, сохранившимися в ар­ хивах Великобритании и приводимыми в английской литературе - один убитый и один искалеченный на «Миранде» (Clowes Wm. The Royal Navy... P. 428 и др.). 4 Следует учитывать, что упоминаемые здесь футы, тонны и др. относятся к системе мер и весов, принятой в Великобритании с 1824 года (т. н. Imperial System, или British Imperial) и несколько отличают­ ся от той системы мер и весов, которая была в то время в России. s «Petty officer» можно перевести на русский язык как «унтер-офицер» или «старшина». Здесь мы используем первый вариант как более соответствующий российской традиции середины XIX века. 181

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz