История северного мореплавания : девятые Феодоритовские чтения, г. Североморск, 21-23 октября 2016 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 364, [3] с. : ил., портр., карт., табл., факс. - (Феодоритовские чтения ; 9).

Особенности морского судоходства в Белом море в годы Крымской войны 1853-1856 годов Дабы пресечь повторение подобных случаев в будущем, Р.П. Бойль на­ писал начальнику Архангельского таможенного округа: «Имею честь по­ корнейше просить Ваше Превосходительство предписать всем таможенным заставам для объявления поморским жителям, отправляющимся в Норве­ гию, что для получения свидетельства от консула должно предъявлять ему таможенный паспорт, в коем означается и груз и количество оного; тогда консул будет знать, в чем он дает свидетельство»1. С открытием навигации русские судовладельцы, как и в прежние годы, направили свои шхуны и лодьи с грузами к берегам Северной Норвегии. Они не были вооружены; их команды рассчитывали на то, что выданные норвежским консулом свидетельства послужат им надежной гарантией без­ опасности плавания, а офицеры английских и французских эскадр не нару­ шат обещания, данного правительствами их стран: не препятствовать ста­ ринной торговле с Норвегией. Но очень скоро поморам пришлось на горь­ ком опыте убедиться, что британские и французские военные моряки от­ нюдь не всегда действуют в соответствии с официальными обещаниями правительств своих стран. ВасилийАнтоноввпленууангличан: 5(17) июняпо8(20) июля18S4года Василий Антонов прибыл из Кеми в Архангельск на своей шхуне «Вол­ га» в мае 1854 года. Узнав, что всем жителям Архангельской губернии «д о ­ зволены: приход и торговля в Норвегии без опасности от неприятельского задержания», он принял на шхуну груз, состоящий преимущественно из муки, и 1 (13) июня направился в Тромсё. 5 (17) июня2, на пути к Трем Островам, команда шхуны увидела английские военные суда. Со стороны англичан прозвучал выстрел; на «Волге» убрали паруса и остановились. После этого к шхуне подошла шлюпка, в которой находились полтора десят­ ка вооруженных матросов и офицер. Забрав все судовые документы, в том числе и свидетельство шведско-норвежского консула в Архангельске, в ко­ 1 ГААО. Ф. 2. On. 1. Т. 5. Д. 5631. Л. 66-66 об. 2 В английских источниках указывается другая дата - 7 (19) июня. См., например: TNA. TS45/155. Разница в два дня объясняется, видимо, тем, что в течение недели 5-11 (17-23) июня помимо шхуны «В олга» были задержаны как минимум три лодьи - крестьян Ситкина и Корконосова и мещанина Ло­ мова. Процедуры задержания, досмотров, допросов, их оформление занимали время, в течение которого русские суда стояли на якоре, а их команды ожидали решения своей участи. См.: Морской сборник. 1854. № 7. Официальные статьи и известия. С. 197. 177

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz