История северного мореплавания : девятые Феодоритовские чтения, г. Североморск, 21-23 октября 2016 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 364, [3] с. : ил., портр., карт., табл., факс. - (Феодоритовские чтения ; 9).
Протодиакон Василий Марущак ны «дни покаяния», к участию в которых призывались православные люди по обе стороны фронта. Когда Белое движение потерпело крах, владыке Ди митрию предложили эмигрировать, но он отказался. Народ Божий по до стоинству оценил этот мужественный поступок своего архипастыря. После ареста в Симферополе здоровье владыки сильно пошатнулось. По приговору суда он был сослан в Киев, где жил в полузатворе, духовно окорм- ляя изгнанных из Киево-Печерской Лавры монахов. К нему на исповедь и за духовным советом приходили многие иерархи и паломники со всех уголков нашей страны. Среди них были митрополит Одесский священномученик Анатолий (Грисюк), и святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Приняв схиму с именем преподобного Антония Киево-Печерского, владыка нес подвиг старчества, наставляя всех приходящих к нему. Господь наделил его даром прозорливости и чудотворений: по его молитвам совершались исцеления, его духовные чада избавлялись от опасностей и бед. В быстро меняющихся условиях новой жизни, под железной пятой бого- борцев-коммунистов, обманутым и запуганным мирянам и духовенству, ученым и простецам так необходимы были мудрый духовный совет и молит венная помощь. Как жить, чтобы не оскверниться от мира сего (Иак. 1, 27), как спасаться, как оставаться подлинным христианином среди множества соблазнов, лжи, неверия и тотального гонения? Господь призвал владыку к этому особому виду духовничества. Церков ный историк И.К. Смолич так характеризует сущность старчества: «С т а рец - один из старших монахов, прошедший тяжелый путь самоотречения и взявший под свое духовное руководство молодых монахов и мирян. Свою задачу он видит прежде всего в руководстве и заботе о душе, воспитании воли тех, кто не имеет большого духовного опыта, стремясь провести их че рез все искушения и горести этой жизни. По собственной жизни и опыту он знает о разнообразии темных путей, на которых поджидает нас искуситель. Незнакомым, пришедшим извне, он дает советы, чтобы уберечь их от оши бок. Старец есть воля к религиозному и общественному совершенству этих верующих сердец; люди, которые предали себя его руководству, совершен но отказываются от собственной воли. В монастыре старец обычно не за нимает никакой должности; он духовный вождь и советник. Вокруг него группируются в монастыре его ученики, и он смиренно и ответственно бе рет на себя эту тяжелую обязанность. Ученик сам избирает того старца, ко торого хочет. И часто случается так, что человек, желавший поговорить со старцем только по одному вопросу, остается под его руководством на всю 168
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz