История северного мореплавания : девятые Феодоритовские чтения, г. Североморск, 21-23 октября 2016 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 364, [3] с. : ил., портр., карт., табл., факс. - (Феодоритовские чтения ; 9).

Протодиакон Василий Марущак ны «дни покаяния», к участию в которых призывались православные люди по обе стороны фронта. Когда Белое движение потерпело крах, владыке Ди­ митрию предложили эмигрировать, но он отказался. Народ Божий по до­ стоинству оценил этот мужественный поступок своего архипастыря. После ареста в Симферополе здоровье владыки сильно пошатнулось. По приговору суда он был сослан в Киев, где жил в полузатворе, духовно окорм- ляя изгнанных из Киево-Печерской Лавры монахов. К нему на исповедь и за духовным советом приходили многие иерархи и паломники со всех уголков нашей страны. Среди них были митрополит Одесский священномученик Анатолий (Грисюк), и святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Приняв схиму с именем преподобного Антония Киево-Печерского, владыка нес подвиг старчества, наставляя всех приходящих к нему. Господь наделил его даром прозорливости и чудотворений: по его молитвам совершались исцеления, его духовные чада избавлялись от опасностей и бед. В быстро меняющихся условиях новой жизни, под железной пятой бого- борцев-коммунистов, обманутым и запуганным мирянам и духовенству, ученым и простецам так необходимы были мудрый духовный совет и молит­ венная помощь. Как жить, чтобы не оскверниться от мира сего (Иак. 1, 27), как спасаться, как оставаться подлинным христианином среди множества соблазнов, лжи, неверия и тотального гонения? Господь призвал владыку к этому особому виду духовничества. Церков­ ный историк И.К. Смолич так характеризует сущность старчества: «С т а ­ рец - один из старших монахов, прошедший тяжелый путь самоотречения и взявший под свое духовное руководство молодых монахов и мирян. Свою задачу он видит прежде всего в руководстве и заботе о душе, воспитании воли тех, кто не имеет большого духовного опыта, стремясь провести их че­ рез все искушения и горести этой жизни. По собственной жизни и опыту он знает о разнообразии темных путей, на которых поджидает нас искуситель. Незнакомым, пришедшим извне, он дает советы, чтобы уберечь их от оши­ бок. Старец есть воля к религиозному и общественному совершенству этих верующих сердец; люди, которые предали себя его руководству, совершен­ но отказываются от собственной воли. В монастыре старец обычно не за­ нимает никакой должности; он духовный вождь и советник. Вокруг него группируются в монастыре его ученики, и он смиренно и ответственно бе­ рет на себя эту тяжелую обязанность. Ученик сам избирает того старца, ко­ торого хочет. И часто случается так, что человек, желавший поговорить со старцем только по одному вопросу, остается под его руководством на всю 168

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz