История северного мореплавания : девятые Феодоритовские чтения, г. Североморск, 21-23 октября 2016 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 364, [3] с. : ил., портр., карт., табл., факс. - (Феодоритовские чтения ; 9).

Вице-адмирал Евменов Николай Анатольевич Е К А Т Е Р И Н И Н С КА Я Т Л Ш П Г * и город* Клевс андр о.вс къ_ Александровск (ныне Поляр­ ный). 24 июня 1899 года в присутствии Великого Князя Владимира Александровича, многочисленных русских и иностранных гостей, журналистов, ученых, промыш- С расширением границ Российской империи на запад, к Балтийскому морю, и на юг, к Черному, значение северных портов несколько уменьши­ лось. Однако империи был нужен выход в океан, а Балтийские и Черноморские проливы контроли­ ровались геополитическими противниками. Следующий этап освоения Мурмана совпал с периодом возрождения Российского флота после Крымской войны и строительством паровых бро­ неносных кораблей, предназначенных для дей­ ствий на океанских театрах. Решение проблемы охраны северных террито­ риальных вод России от нападений и браконьер­ ского промысла оказалось напрямую связано с за- ленников состоялось официаль- дачей организации базирования океанских эскадр ное открытие города „ ~ i /- w Российского флота со свободным выходом в Ми­ ровой океан. В апреле 1896 года Государственный Совет ассигновал денежные сред­ ства на сооружение порта на Мурмане. 24 июня 1899 года состоялось офи­ циальное открытие города Александровск (ныне - Полярный), располо­ женного при Екатерининской гавани. Начавшаяся Первая мировая война подтвердила политическую и стра­ тегическую значимость Северного морского театра. Возникла необходи­ мость иметь здесь круглогодично функционирующий порт, а для защиты северных морских сообщений - военный флот. С этой целью в 1915 году на побережье незамерзающего Кольского за­ лива был основан порт - Романов-на-Мурмане - и построена железная до­ рога, соединившая его через Петербург с центральной Россией. Для защи­ ты порта и морских коммуникаций был сформирован специальный отряд обороны Кольского залива. В состав специального отряда вошли переобо­ рудованные из торговых и промысловых судов вспомогательные крейсера «Колгуев» и «Василий Великий», тральщик «В о с то к » , гидрографическое судно «Харитон Лаптев», а также минный заградитель «Уссури», ставший первым кораблем, переведенным на Север с Дальнего Востока. В городе Александровске размещен гарнизон численностью 150 человек. 6 июля 1916 года приказом Морского Министра № 333 для охраны мор­ ских путей на Севере России была сформирована Флотилия Северного Ле-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz