История северного мореплавания : девятые Феодоритовские чтения, г. Североморск, 21-23 октября 2016 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 364, [3] с. : ил., портр., карт., табл., факс. - (Феодоритовские чтения ; 9).

Памятник русским морякам - петербургский храм Христа Спасителя (Спас-на-водах) Сохранился бюллетень, составленный работниками Ленгорисполкома по итогам наблюдения за проведением пасхальных служб в 1934 года. В нем говорится о реакции верующих на дело «евлогиевцев» и похороны о. Вла­ димира: «Наши наблюдения фиксируют заметный рост фактической пре­ данности церкви, выражавшейся в увеличении количества предпасхальных “исповедующихся и причащающихся”, в увеличении доходов церкви и про­ явления пассивной озлобленности по поводу закрытия ряда храмов и ареста церковников... Основным моментом в настроениях верующих, напол­ нивших церкви перед Пасхой, было выражение пассивного недовольства мероприятиями советской власти: “Церкви закрывают, а ничего не дают взамен. В красные клубы мы никогда не ходили и не пойдем”. “Литвинов го­ ворил Рузвельту о том, что в СССР нет преследования духовенства, а ГПУ арестовывает лучших священников только за то, что они добросовестно вы­ полняли свой пастырский долг и вели работу по духовному воспитанию ве­ рующих”. Группа “верующих”, по внешнему виду интеллигентов, в Николо- Морском соборе пыталась устроить демонстрацию во время похорон свя­ щенника Рыбакова, осужденного в ссылку по делу “евлогиевцев” и умершего вскоре после освобождения из ДПЗ. Распространились слухи, что Рыбаков подвергался пыткам, и во время похорон вышеуказанная группа настаивала на том, чтобы “открыть и показать народу лицо батюшки-мученика”» 1. После уничтожения церкви Христа Спасителя ее территорию передали заводу «Судомех» (Адмиралтейскому судостроительному заводу). В 1930-е годы он назывался именем Марти, некоторое временем частично был «ш а ­ рашкой» и представлял собой почти лагерную зону с охранными вышками и овчарками. На большей части фундамента взорванного храма примерно через 30 лет после его сноса был построен промышленный корпус завода. Казалось бы, ничто больше не напоминает о святыне, которая когда-то воз­ вышалась здесь: «Янтарный сумрак, тишина, Скрижали вдоль колонн, А на скрижалях - имена... Ряды, ряды имен... » 2 Однако как только появилась возможность, еще в конце советского пе­ риода была создана общественная организация «Санкт-Петербургский ко- 1 ЦГА СПб. Ф. 7384. Оп. 2. Д. 39. Л. 40-42. 2 Морской собор в Кронштадте. С. 87; Антонов В.В., Кобак А.В. Указ. соч. С. 75. 157

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz