История северного мореплавания : девятые Феодоритовские чтения, г. Североморск, 21-23 октября 2016 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 364, [3] с. : ил., портр., карт., табл., факс. - (Феодоритовские чтения ; 9).
Михаил Витальевич Шкаровский В данное время уже приступлено к генеральной реконструкции нашего завода, к постройке новых цехов и мастерских, к восстановлению стапелей и к прокладке заводских железнодорожных путей, соединяющихся с желез нодорожной магистралью порта. Последние должны пройти по месту рас положения названной церкви, и на ее территории намечено строить завод ские постройки подсобного характера. В связи с этим в настоящее время наступила крайняя необходимость сноса этой церкви с территории завода. В период 1930-31 гг. коллектив рабочих завода неоднократно возбуждал ходатайство о передаче этой церкви под заводской клуб или столовую, но в данное время этого недостаточно, необходим полный снос церкви. Имея в виду, что по окончании реконструкции наш завод по ценности массового своего производства будет иметь общесоюзное значение, освобождающее СССР от ввоза импортных судовых механизмов и от фрахта морского тон нажа, а потому, исходя из этих соображений и идя навстречу требованиям рабочих завода, бюро партколлектива ВКП(б), дирекция и завком просит президиум райсовета срочно обсудить данный вопрос и вынести решение о сносе указанной церкви с территории завода»1. 6 сентября 1931 года районный инспектор по делам культов доложил в Президиум Октябрьского райсовета, что по находящемуся на территории церкви старому мосту граждане могут проникать на завод «Судомех», «п о моим наблюдениям в церкви молящихся бывает очень мало даже в воскрес ные дни, не говоря уже о буднях, когда бывает 10-15 человек... Так как цер ковь стоит на территории завода и мешает ему, то договор с 20-кой предла гается расторгнуть, церковь закрыть и использовать здание ее под культур ные нужды завода». Спасению храма не помогло даже то, что 1 октября 1931 года был заключен новый договор о передаче его в пользование верую щих, а 2 ноября приходской совет известил районные власти о проведенных в течение лета и осени дорогостоящих ремонтных работ и выполнении тре бований, указанных в акте технического осмотра церковного здания от 5 июля 1931 года2. 2 декабря 1931 года состоялось заседание Президиума Ленинградского совета, подтвердившее заключение областной комиссии по вопросам куль тов от 29 октября относительно «церкви памяти моряков», находящейся на набережной Красного флота: «Исходя из того, что церковь находится рядом с заводом “Судомех”, который крайне нуждается в занимаемой ею 1 Как закрывали «Спас на водах» / / Невский Духовный вестник.1989. № 10. С. 4-5. 2 Морской собор в Кронштадте. С. 87. 152
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz