История северного мореплавания : девятые Феодоритовские чтения, г. Североморск, 21-23 октября 2016 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 364, [3] с. : ил., портр., карт., табл., факс. - (Феодоритовские чтения ; 9).
Памятник русским морякам - петербургский храм Христа Спасителя (Спас-на-водах) кальном военно-морском собрании Спаса-на-водах можно судить хотя бы по одному из сохранившихся в фондах современного Центрального воен но-морского музея альбому «Проводы эскадры Верениуса». Старая эти кетка экспоната гласит: «Музей при Храме-памятнике морякам, погибшим в войне с Японией, № 1201, поступ. 29 сентября 1912 г., снимки Ея Величе ства Королевы Эллинов»1. С начала 1930 года жесткая политика административного отдела приве ла к тому, что некоторые члены «двадцатки» вынуждены был отказаться от храма. Бессменный ее председатель дворянка Ольга Сергеевна Горданова (дочь генерала, в прошлом медсестра, участница Первой мировой войны), протоиерей Владимир Рыбаков и еще несколько человек оставались стойки ми защитниками Цусимского храма. На смену выбывшим членам приход ского совета пришли новые, запугать которых не удалось. В мае 1930 года прихожане подали заявление о перерегистрации их религиозного обще ства, но решение вопроса затянулось. Проведенная 13 июня 1930 года про верка имущества существенных недостатков не выявила, в этот день была составлена новая инвентарная опись, куда внесли поступившие в храм в по следнее время предметы. Еще 13 мая представители райисполкома провели технический осмотр здания и потребовали проведения ремонтных работ. Почти все они были выполнены в течение лета-осени, и 15 декабря 1930 года приходскому совету наконец выдали удостоверение о регистрации обще ства верующих при церкви. Однако храм был обречен: в Ленинграде в первую очередь сносили церкви, построенные в так называемом псевдорусском стиле, и даже искус ствоведы старой школы спешили признать их нелепыми для исторического Петербурга. План превращения Ленинграда в образцовый социали стический город и борьба с религией на разных уровнях не оставляли шан сов на спасение народной святыни. Уничтожение церкви ускорило обращение администрации соседнего су достроительного завода в президиум Октябрьского райсовета от 3 сентября 1931 года: «Н а территории нашего завода “Судомех”, бывшего “Новое Ад миралтейство”, находится церковь бывшего морского ведомства, построен ная в память Цусимского боя. В данное время эта небольшая церковь закры та [что являлось ложью], и при ней живут лица, не имеющие отношения к заводу, как-то: поп, сторожа и их семьи. 1 ЦГА СПб. Ф. 4913. Оп. 3. Д. 3. Л. 68; Морской собор в Кронштадте. С. 87. 151
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz