История северного мореплавания : девятые Феодоритовские чтения, г. Североморск, 21-23 октября 2016 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 364, [3] с. : ил., портр., карт., табл., факс. - (Феодоритовские чтения ; 9).

Михаил Витальевич Шкаровский подписали письмо против поминовения Владыки Сергия, но к иосифлянам не присоединились, несмотря на старания епископа Димитрия (Любимо­ ва). Постановлениями Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Вре­ менного при нем Патриаршего Священного Синода от 25 января и 11 апре­ ля 1928 года иосифлянские архиереи были уволены на покой и запрещены в священнослужении, причем в обоих документах говорится: « В своем ос­ леплении расколом епископ Димитрий дошел до такого безумия, что один из православных храмов (Спаса на водах) публично назвал храмом сатаны»1. Возможно, епископ Гдовский выражал недовольство позицией прихо­ жан церкви, но приписываемых ему слов не произносил. В конце апреля 1928 года он написал и публично огласил после Литургии в кафедральном соборе Воскресения Христова свой ответ по поводу «возведенной на него клеветы»: «Возлюбленные о Господе собратья, архипастыри, пастыри и все чада Церкви Православной. В январе сего года я получил указ от м. Сергия и его Синода, запрещающий мне священнослужение. В нем было сказано, что я дошел до такого безумия, что одну церковь - храм “Спаса на водах” публично назвал “храмом сатаны”. Недавно был прислан второй указ, в кото­ ром говорится это обвинение. Вероятно, с какой-либо целью это обвинение было связано с церковью, которая особенно была близка моему сердцу. Сви­ детельствую моею архиерейскою совестью, что ни в частной беседе, ни пу­ блично я таких слов не произносил. Указ рассылается повсеместно, и най­ дутся люди, которые поверят этой клевете и соблазнятся. Будем молиться, чтобы Господь охранил слабых колеблющихся людей от соблазна, а тех, ко­ торые прибегают к такой клевете, вразумил и поставил на истинный пу ть »2. Приход Спаса-на-водах оставался «непоминающим» до 1931 года, а за­ тем в храме начали поминать власти и митрополита Сергия. К этому време­ ни целый ряд прежних членов «двадцатки» был репрессирован, и их смени­ ли новые люди. Так, в мае 1930 года председатель приходского совета О.С. Горданова сообщила районному инспектору по делам культов, что А.П. Алявдин, Е.Н. Карцова и С.С. Абрамович-Барановский выбыли из со­ става «двадцатки» и не могут подать заявление о выходе, так как находятся вне Ленинграда. Все трое были арестованы еще в 1929 года, осуждены и от­ правлены в лагерь или ссылку. Впрочем, до середины 1929 года открыто об- 1 Акты Святейшего Патриарха Тихона и позднейшие документы о преемстве Высшей церковной власти 1917-1943. М., 1994. С. 565,607. г Дело митрополита Сергия (документы к церковным событиям 1927-1928 гг.). Китеж, 1929. Ру­ копись. С. 178-179. 148

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz