История северного мореплавания : девятые Феодоритовские чтения, г. Североморск, 21-23 октября 2016 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 364, [3] с. : ил., портр., карт., табл., факс. - (Феодоритовские чтения ; 9).
Михаил Витальевич Шкаровский подписали письмо против поминовения Владыки Сергия, но к иосифлянам не присоединились, несмотря на старания епископа Димитрия (Любимо ва). Постановлениями Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Вре менного при нем Патриаршего Священного Синода от 25 января и 11 апре ля 1928 года иосифлянские архиереи были уволены на покой и запрещены в священнослужении, причем в обоих документах говорится: « В своем ос леплении расколом епископ Димитрий дошел до такого безумия, что один из православных храмов (Спаса на водах) публично назвал храмом сатаны»1. Возможно, епископ Гдовский выражал недовольство позицией прихо жан церкви, но приписываемых ему слов не произносил. В конце апреля 1928 года он написал и публично огласил после Литургии в кафедральном соборе Воскресения Христова свой ответ по поводу «возведенной на него клеветы»: «Возлюбленные о Господе собратья, архипастыри, пастыри и все чада Церкви Православной. В январе сего года я получил указ от м. Сергия и его Синода, запрещающий мне священнослужение. В нем было сказано, что я дошел до такого безумия, что одну церковь - храм “Спаса на водах” публично назвал “храмом сатаны”. Недавно был прислан второй указ, в кото ром говорится это обвинение. Вероятно, с какой-либо целью это обвинение было связано с церковью, которая особенно была близка моему сердцу. Сви детельствую моею архиерейскою совестью, что ни в частной беседе, ни пу блично я таких слов не произносил. Указ рассылается повсеместно, и най дутся люди, которые поверят этой клевете и соблазнятся. Будем молиться, чтобы Господь охранил слабых колеблющихся людей от соблазна, а тех, ко торые прибегают к такой клевете, вразумил и поставил на истинный пу ть »2. Приход Спаса-на-водах оставался «непоминающим» до 1931 года, а за тем в храме начали поминать власти и митрополита Сергия. К этому време ни целый ряд прежних членов «двадцатки» был репрессирован, и их смени ли новые люди. Так, в мае 1930 года председатель приходского совета О.С. Горданова сообщила районному инспектору по делам культов, что А.П. Алявдин, Е.Н. Карцова и С.С. Абрамович-Барановский выбыли из со става «двадцатки» и не могут подать заявление о выходе, так как находятся вне Ленинграда. Все трое были арестованы еще в 1929 года, осуждены и от правлены в лагерь или ссылку. Впрочем, до середины 1929 года открыто об- 1 Акты Святейшего Патриарха Тихона и позднейшие документы о преемстве Высшей церковной власти 1917-1943. М., 1994. С. 565,607. г Дело митрополита Сергия (документы к церковным событиям 1927-1928 гг.). Китеж, 1929. Ру копись. С. 178-179. 148
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz