История северного мореплавания : девятые Феодоритовские чтения, г. Североморск, 21-23 октября 2016 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 364, [3] с. : ил., портр., карт., табл., факс. - (Феодоритовские чтения ; 9).
Михаил Витальевич Шкаровский всех стен. Заслуживает отметки, что эти доски единственные, вторых досок не отливалось, и что на этих досках помещены имена всех погибших, не де лая различия между адмиралом и матросом “последней статьи”, и даже без различий вероисповедания. Таким образом, в православном храме впервые с почетом хранятся даже имена мусульман. Главнаука не имеет средств под держать этот памятник, не имеет их и двадцатка. С великим трудом справ ляясь с текущими расходами, двадцатка совершенно лишена возможности восстановить купол, разрушение которого равносильно и разрушению все го памятника. Двадцатка вынуждена поэтому ходатайствовать... о разре шении ей сбора добровольных пожертвований в других храмах Ленинграда и среди верующих на капитальный ремонт храма-памятника»1. Просьбу приходского совета поддержала Ленинградская государствен ная реставрационная мастерская в своем письме от 5 октября 1927 года: «Ввиду того, что перекрытие над храмом-памятником морякам, погибшим при Цусиме, находится в состоянии, близком к разрушению, вследствие не правильного его сконструирования и выполнения строителями храма, по чему в настоящее время приходится делать не ремонт перекрытия, а совер шенно новое перекрытие купола, каковая работа обойдется не менее 5-6 тыс. рублей, - Лен. гос. реставрационная мастерская Главнауки просит адмотдел оказать содействие двадцатке означенного храма в изыскании ею средств для производства означенной работы, так как Цусимский храм на ходится под госохраной как памятник искусства»2. В течение года пожерт вованиями верующих средства на реконструкцию купола были собраны, осенью 1928 года проведен его ремонт, и угроза закрытия вновь временно отодвинулась. В середине 1920-х годов в церкви Христа Спасителя нередко соверша лись архиерейские богослужения - 31 января, 27 мая, 13 августа 1926 года, 21, 27 мая 1927 года и т. д. При этом чаще всего служил епископ Гдовский Димитрий (Любимов). Влияние этого Владыки, ставшего в дальнейшем фактическим руководителем так называемого иосифлянского движения, от разилось на позиции членов приходского совета Спаса-на-водах. Упомяну тое движение возникло в конце 1927 года и получило свое название по име ни формального руководителя - митрополита Ленинградского Иосифа (Петровых). 1 Морской собор в Кронштадте. С. 86-87; ЦГА СПб. Ф. 7384. Оп. 33. Д. 13. Л. 18-18об. : Там же. Л. 17-17об. 146
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz