Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).
Слово о преподобном Феодорите, просветителе Кольском (1481-1571) ное созидание «служителя Христова и домостроителя тайн Божиих» (1 Кор. 4,1). Об этой мудрой несуетности воспитания «новой твари во Христе»; о том, что главное делание жизни монаха, на которое не жаль времени, - это одоление самого себя и своего «ветхого человека», дабы стяжав Благодать Святого Духа, «облечься в нового человека, созданного по Богу, в пра ведности и святости истины» (Еф. 4, 24); об успешном решении этой величественной задачи ярко свидетельствует вся долгая жизнь великого старца. Целых восемнадцать лет пребывает инок Феодорит в полном и неот ступном послушании у своего учителя, старца Зосимы, затем двенадцать лет он подвизается в лопарских пустынях, пребывая в богомыслии и молчании, на долгие годы скрывается он в пустынях Кирилло-Белозерского монасты ря, постигая великую науку священнобезмолвствующих. И лишь стяжав благодать Духа Святого, войдя в духовную силу «мужа со вершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4,13), священнои- нок Феодорит изливает свои благодатные деяния на эту иссохшую, жажду щую землю. Ему уже сорок пять лет, и лишь скупые строки летописей доно сят до нас ясные свидетельства успешности его миссионерских трудов. 1526 год - Кандалакшский залив, устье реки Нивы. «Освящали церковь Рождества Иоанна Предтечи и многихлоплян крестили во имя Отца и Сына и Святого Духа в нашу Православную веру христианскую».2 1533 год - Кольский залив, устье реки Колы. «Церкви Божия освящали, Благовещения Святой Богородицы да Чудотворца Николу, и самих многих крестили лоплян во имя Отца и Сына и Святого Духа в нашу Православную и святую веру» .3 С 1533 по 1540 год - «Заволжские пустыни», скиты Кирилло-Белозерс- кого монастыря. Здесь трудится Феодорит над созданием письменности ло парского народа. 1540 год - «н а устье Колы реки созидает монастырь», ставит «церковь во имя Пребезначальной Троицы и, собрав братию, дает им Устав».4 2Софийская летопись / / Полное собрание русских летописей. М.-Л., 1929. Т. 4. Ч. 1. С. 542. 3Софийские летописи / / Полное собрание Русских летописей. СПб., 1853. Т. 6. С. 289. 4 КурбскийА. История о Великом князе Московском / / Памятники литературы Древней Руси. 2 пол. XVI в. М., 1986. С. 332. 7
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz