Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).
Теоэкология высоких широт: духовностьСевера, распад и синтез биосистем возможность представилась лишь в последние годы в связи с наметившимся сближением математики, физики и биологии с Православной апологетикой. Кольский Север, приближенный к территориям существовавшей в глубо кой древности высокоразвитой языческой цивилизации ,2 издавна привлекал внимание историков и этнографов. Согласно распространенному мнению ,3 аборигены этого региона - саамы - унаследовали некоторые из ее духовных традиций, которых оказалось вполне достаточно, чтобы впоследствии про славиться своими магическими способностями по всей Европе и за ее преде лами. Примечательно, что, в отличие от других северных народов, в саамских кланах отсутствовал чин шамана, поскольку соответствующей инициации подвергалось все мужское население аборигенов и частично женское. Взаимодействие двух полярных культур - Православной поморской и язы ческой саамской, начало которому было положено еще в конце XIV века, - создавало здесь особые духовные условия. Атеистическая наука принципи ально отрицает возможность изменения физической реальности при духов ном влиянии, да и саму духовную реальность как таковую. Однако более чем 2000-летний опыт Церкви убеждает нас в обратном. Многочисленные при меры физических последствий духовного воздействия - воскрешения мерт вых, исцеления безнадежных больных, укрощения хищников, нетления свя тых мощей, мироточивости икон, ежепасхального возгорания Благодатного огня в Иерусалиме - хорошо известны на протяжении многих веков христи анской истории. Поскольку, с позиций Православной догматики, в нашем падшем Mipe преобладают процессы распада ,4 можно было думать, что у живых организ мов, обитающих вблизи границ двух духовно различных физических реаль ностей, их антагонизм с противоположно направленными процессами син теза будет выражен наиболее контрастно и проявится в особых биохимиче ских формах их взаимоотношений. Настоящая работа является первой попыткой осмыслить полученные данные с позиций Православной теологии. Приуроченность наших исследо ваний к одному из наиболее интересных, с религиозных позиций, северных регионов - Кольскому полуострову - оказалась в связи с этим весьма кстати. 2 См. интернет-портал В. Н.Демина «Все о Гиперборее». 3 Митрофан (Баданин), иером. Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей. Мурманск: Изд. Мурманской и Мончегорской Епархии, 2002. - 143 с.; Он же. Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие. Мурманск: Изд. Мурманской и Мончегорской Епархии, 2003. - 295 с. 4 Давыденков О., свящ. Догматическое богословие. М.: изд. ПСТГ^ 2006. - 435 с. 79
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz