Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).
Алексей Алексеевич Киселев историографии такой образ Трифона очень пришелся кстати в качестве идеального представителя церковной идеологии феодального крепостни чества, мрачного наследия “проклятого царского режима”. Как писал И. Ф. Ушаков в своей книге “Кольская земля”, “Трифон был энергичным стяжателем, принуждая саамов “трудиться” в своем монастыре ( . . . ) мона хи кабалили саамов ссудами и “покупали” у них все новые и новые участ ки». В сноске о. Митрофан добавил: «Еще более тенденциозно представ лен Трифон-стяжатель в книге И. У Будовница “Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI веках” (М., 1966)». Лично мне, например, очень нравится небольшой раздел книги - «Пло- тию крепок». Вот о чем писал о. Митрофан: «В эпизоде жития, где пове ствуется о строительстве Трифоном Троицкой церкви, мы встречаем одно из многих указаний на великолепные физические данные подвижника: “...в ночах в непрестанных молитвах пребывая, днем за три поприща на плечах своих для церковного строения бревна и тес и иное потребное носил” (по прище - расстояние около 1,5 км) ( . . . ) И действительно, преподобный Три фон помимо своей высочайшей святости обладал завидными физическими данными. Об этом говорит и тот факт (и это практически единственный случай в древней агиографии), что в житии дается описание внешнего вида святого: “Ростом святой не мал, плотию крепок, мало плешив...” В этих со знательно сдержанных характеристиках проступает образ истинного рус ского богатыря, способного, например, нести на себе мельничные “жернова ручные, немалы и тяжкие” из Колы до Печенги, а это более 150 километров, и при этом, несмотря на “путь блатный и гористый”, строго поститься. В этой связи особую значимость приобретает описание бесконечного смире ния этого силача и гиганта перед обычно низкорослыми и тщедушными ло парями, издевающимися и всячески поносящими его ( . . . ) Аж 94 года отпу стил Господь жизни Трифону на этой земле, и лишь перед самой смертью, “в старости маститой ( . . . ) впал он в болезнь и изнемог зело”». В заключение книги о преподобном Трифоне Печенгском о. Митрофан писал: «В своем поиске Истины или хотя бы исторической правды волей- неволей мы вступали в спор с людьми, давно ушедшими от нас, как говари вал преподобный Трифон, “туда, где несть смерти, ни тьмы, но вечный свет”. Так или иначе мы тревожили их упокоенные души, вновь мысленно обраща ясь к ним и к тем давним событиям, коим они были соучастниками, событи ям земным, где извечное кипение страстей, “где мир сей, яко море неверен, мятежен, лжами горек, грехами пенится”». 70
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz