Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).
Алексей Алексеевич Киселев МГПУ (Исторические науки)» также есть раздел «История религии и церкви», хотя из пяти помещенных в нем статей лишь две касаются Коль ского Севера. В седьмом сборнике есть и моя статья «Краеведение и религия», где я писал: «Новым направлением в мурмановедении конца 90-х гг. XX в. и пер вых лет XXI в. стало более глубокое и более объективное, чем раньше, изуче ние истории религии, кольских храмов, деятельности священнослужителей. Вслед за И. Ф. Ушаковым к работе над этой темой подключились и другие краеведы (Д. Ермолаев, В. Ищенко, А. Конюшанец). Немало доброго в этом направлении сделал Виталий Семенович Маслов. Достаточно упомянуть проводимый под его руководством (как председателя Мурманского отделе ния Всероссийского фонда культуры) конкурс “Храмы России”. В первом году XXI в. вышел в свет 2-й выпуск этой серии “Во славу России”, а вслед за ним еще два - “Дела минувших дней” и “Державу державшие”. Изучение истории Православия на Кольском Севере стало одним из направлений ра боты аспирантуры МГПУ Немалый вклад в разработку духовной темы дела ет и “Православная газета”. Ее авторы (Д. Сизоненко, В. Вольский, Г. Сиро- тинская и др.) опубликовали немало краеведческих материалов по истории церкви. Конечно же, краеведам должны быть известны все труды иеромона ха Митрофана (Баданина), его книги о кольских святых подвижниках». IV На основе анализа статей из «Ученых записок» можно сделать вывод, что проведение антирелигиозной пропаганды на Европейском Севере в со ветское время в масштабах современных Архангельской и Мурманской об ластей, Республики Карелия происходило поэтапно. Первоначальный этап - 1918-1921 гг. - был напрямую связан с поиском новых форм государственно-церковных отношений. Закон Божий переста ли преподавать в школах. В разоблачительных целях вскрывали мощи, газе ты с сарказмом писали о священнослужителях, появлялись заметки весьма наивного содержания на библейские темы и письма священников, снимав ших с себя сан. «Второй этап в развертывании антирелигиозной работы на Европей ском Севере (1922 - конец 1930-х гг.), пишет Ю. П. Бардилева, в какой-то степени можно назвать «торжеством безбожников». В это время активно проводились «комсомольская пасха» и «комсомольское рождество», «создавались ячейки и кружки безбожников, появились их союзы... Нача 64
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz