Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).

Алексей Алексеевич Киселев мя изучение христианской Православной традиции на Кольском полуо­ строве продвинулось далеко вперед. Вопросам участия Православной Церкви в социально-культурных процессах региона в XX в. и ее взаимоот­ ношениям с институтами партийной и советской власти посвятили свои ис­ следования Ю. В. Бардилева и О. В. Грашевская». Вслед за этим В. П. Сапрыкин подчеркивал, что «особого внимания за­ служивают работы Православных священников: игумена Митрофана (Ба- данина) и о. Сергия Поливцева, посвященные духовному осмыслению дея­ тельности первосвященников Кольской земли - прп. Феодорита Кольского, Трифона Печенгского, Варлаама Керетского и истории монастырского строительства в Заполярье в целом. Все эти работы представляют важную веху в изучении истории мурманской культуры. Инициатива первых мис­ сионеров и деятельность Православной Церкви справедливо рассматрива­ ется исследователями как единый институциональный комплекс действий, направленный на освоение и преобразование пространства Кольского Се­ вера в средневековый период». В то же время автор доклада отметил, что в работах региональных уче­ ных не нашли достаточного отражения вопросы старообрядчества. II На этих же Чарнолусских чтениях был заслушан еще один интересный доклад, причем не историка, не этнографа, а художника. В. Н. Бубенцов осве­ тил тему «Храмы Кольской земли». Заслуженный художник Российской Фе­ дерации писал: «Храм - это сочетание религиозного, церковного с обще­ ственным. Это прежде всего место, которое объединяло население, место праздничных христианских встреч, обрядов и мирских сходов. Это памятни­ ки искусства национальной культуры». Далее автор классифицировал коль- ские храмы, выделяя несколько их форм и видов: «Клетская - более древняя форма. Основной композиционный прием - сруб-клеть с пристройками. Отсюда и название таких храмов. Как и жилой дом, такой храм перекрыт дву­ скатной крышей с врубленными главками. Такая церковь хорошо сочеталась с рядом изб, чуть возвышаясь над ними. Как правило, она ставилась в неболь­ ших поселениях. Шатровая форма - вертикально ориентированная. Увели­ чение площади достигалось ( . . . ) за счет новых форм клети - шестерик, вось­ мерик. В России шатер впервые появился в оборонном зодчестве - это были рубленные крепостные башни. Были и многошатровые сооружения, кото­ 62

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz