Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).
АлексейАлексеевич Киселев валось, что в жизнеописаниях наших местных святых (Трифона Печенгско- го, Варлаама Керетского) «мы видим как тесную связь деятельности этих людей с определенным географическим пространством, совпадающим с зо ной расселения, так и большое внимание авторов житийных текстов к осо бенностям деятельности, свойственным для этой зоны... В мировоззрении простого верующего главный акцент делается на том факте, что “здесь”, “р я дом” произошло настоящее Православное чудо, память о котором продол жает храниться и в наши дни». В этом же сборнике помещена статья Ю. П. Бардилевой «Отец Констан тин Мелетиев - настоятель Благовещенского собора г. Кола», где автор рас сказала о судьбе кольского священника в связи с религиозной обстановкой 30-х годов XX века. Власти раздражало само существование религиозной общины в Коле, и отца Константина обвиняли в организации демонстра тивного шествия верующих в сельсовет с требованием разрешить открыть закрытую якобы из-за отсутствия ремонта Благовещенскую церковь. Отцу Константину удалось сплотить верующих края, на Пасхальное богослуже ние съехалось около 800 человек из поселков Мурманского округа. Вторые Ушаковские чтения стали заметной вехой в мурманском краеве дении, это был новый подход к религиоведению. Доклады делали не только светские ученые, выступил также и благочинный Терского благочиния, на стоятель Успенской церкви в Варзуге иеромонах Митрофан (Баданин). Впервые на чтениях один из докладчиков был духовного звания. Сообщение отца Митрофана «Неизвестные подробности жития преподобного Варлаа ма Керетского из обнаруженного древнего канона 1657 г. письма соловец кого монаха Сергия Шелонина», основанное на агиографических источни ках, освобожденных от позднейших наслоений, вызвало живой интерес со бравшихся. III На Третьих и последующих Ушаковских чтениях продолжилась совмест ная работа краеведов и священнослужителей. В чтениях вновь участвовал о. Митрофан (Баданин), на этот раз с докладом «Краткий исторический об зор географических мест размещения Трифоново-Печенгского монастыря с XVI по XXI вв.». Это исследование интересно для краеведов не только с позиций религиоведения, но и с позиций истории, и особенно историче ской географии. Религиозная тема присутствовала и на Четвертых Ушаков ских чтениях, став уже традицией. 56
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz