Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).

Мурманское краеведение на пути кХраму Мурмановедение в начале XX века делало пер­ вые шаги и носило не столько исторический, сколь­ ко прикладной характер к тем наукам, которые ин­ тересовали общество: океанографии, биологии, геологии, рыбопромысловому делу и т. д. В работах краеведов Мурмана довоенного периода не затра­ гивались ни вопросы политики, ни проблемы рели­ гии. Это было время воинствующего атеизма, и вы­ ступать на религиозные темы открыто никто не решался. На втором этапе развития мурманского краеве­ дения (это послесталинское время, 50-е - 70-е годы XX века) проблемы религиозного направления, культурного и духовного развития рассматрива­ лись глубже. Но оценки религиозной обстановки на Кольском полуострове у краеведов послевоен­ ного времени во главе с Е. А. Двининым были марксистско-ленинского тол­ ка: «религия - опиум для народа», а священнослужители, следовательно, не иначе как «вражеский элемент» или нечто вроде этого. В 20-е - 30-е годы XX века признанны м лидером мурм ановедения был Василий К ондратьевич Алымов (1 8 8 3 -1 9 3 8 ). Популярный плакат тех времен. Справедливости ради следует заме­ тить, что мысль Маркса (ярого атеи­ ста) была несколько извращена, вы­ рванная из контекста: «Религия это вздох угнетенных существ, сердце бессердечного мира, дух бездушных порядков. Религия это опиум для на­ рода». (К. Маркс, 1843). В середине XIX в. опий считался лекарством и активно использовался в медицине, как обезболивающее и успокоитель­ ное средство. Воистину, слова теря­ ют смысл, когда люди теряют разум. Религия - это опиум длянарода! К. Маркс Об И. Ф. Ушакове И т о л ь к о И. Ф. Ушаков в начале 60-х rr. XX века осмелился вновь п о д о й ­ ти к полузапрещенным вопросам - религии и деятельности священнослу­ жителей на Кольском полуострове. В его работах появилось новое направ- \ение - Православие на Руси, религия, храмы и монастыри Кольской земли. Конечно, статьи на эти темы не очень-то охотно и тогда печатали местные областные газеты. В 1965 г. Ушаков начал публиковать их в кольской газете «Заполярный труд». 51

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz