Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).

Мурманское краеведение на пути кХраму КИСЕЛЕВ Алексей Алексеевич, доктор исторических наук, профессор МГПУ, заслуженный работник высшей школы России, почетный гражданин г. Мурманска Каждый человек и, пожалуй, любое разумное существо во Вселенной - это самостоятельная планета, вращающаяся или двигающаяся по своей ор­ бите, существующая по своим законам. У каждого из нас своя, короткая или длинная, счастливая или заурядная, жизнь. В этой жизни есть все - и хоро­ шее (позитивное), и плохое (негативное). Есть сугубо личное и обществен­ но значимое, мимолетное и «на всю жизнь». Таким делом стало в моей жизни краеведение. И не просто родиноведе- ние, как поначалу звали эту прикладную науку, а мурмановедение. И осо­ бенно - историческое. ...За столетие своего существования мурманское краеведение прошло три этапа самостоятельного развития. Начальный из них охватывал первую половину XX века, причем более или менее плодотворно мурмановедение показало себя в 20-е - 30-е годы. Признанным лидером мурмановедения той эпохи был Василий Кондратьевич Алымов. Его сподвижниками и сорат­ никами были Г. А. Клюге, Г. М. Крепе, И. Г Эйхфельд. Надо также назвать и этнографов, журналистов и писателей довоенной поры (Д. А. Золотарев, 3. В. Рихтер, В. В. Чарнолуский, В. В. Лебедев, 3. Е. Черняков и др.), хотя они и не могут считаться, на мой взгляд, стопроцентными краеведами Мурмана: они приезжали на Кольский полуостров из Москвы и Ленинграда лишь в командировки. Настоящий краевед, на мой взгляд, должен быть аборигеном Заполярья или его старожилом. 50

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz