Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).

Игумен Митрофан (Баданин) Кресты Поморья. Часовня, восстановленная в 2003 году над могилой Фото И. Вдовина. Безымянного инока Терского. по их молитвам жутких ночных видений или явлений, как их тут называли, «ночных страшилищ». Именно Кашкаранские тони в этом смысле всегда считались особенно неблагополучными. Здесь, более чем в иных местах, христианам трудно было останавливаться на ловлю рыбы, ибо на рыбаков наводили великий ужас ночные явления древних покойников и прочие при­ ведения. Все стало меняться, когда на святом месте, на могильном пригорке трех чтимых монахов, была поставлена первая часовня. В этом смысле и по­ явление часовни над могилой Безымянного инока в семи верстах от Кашка- ранцев сильно укрепило местный Православный дух и окончательно смири­ ло гордыню древних демонов этих мест. XI Особая тема, ждущая своих исследователей, - период освоения Севера силами спецпереселенцев и репрессированных. По сути, это продолжение начатого выше разговора о тяжелой борьбе по изгнанию сил тьмы с этих земель, столь успешно развернутой в XVI веке великими просветителями нашего края. Реванш, взятый силами тьмы в России в XX веке, достиг своего апогея именно здесь, на Крайнем Севере. Здесь развернулась небывалая битва Бога с дьяволом в сердцах людей. В этих запредельных скорбях и испытаниях, выпавших многим сотням тысяч русских людей в период гонений на веру, были явлены удивительные примеры высоты христианского духа. Крайний Север стал свидетелем вели­ кого духовного противостояния сил света и тьмы, а теперь «душиубиенных за слово Божие и за свидетельство > которое они имели» (Откр. 6,10), очевид­ ным образом взывают к нашей вере, памяти и нравственному чувству. Мы не можем не чувствовать исключительно острой потребности в полной мере 48

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz