Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).
Крайний север как феномен человеческой истории вопяще на него, что если от пределов их не изыдет и попробует еще к ним подойти, то примет горькую муку и саму смерть примет». Житие Варлаама Керетского напрямую связывает историю трагедии, произошедшей в жизни этого подвижника, с местью князя бесовского, древ него демона, заклятого им на Абрам-мысе. Совершая свое немыслимое пла вание вокруг Кольского полуострова, Варлаам никогда не забывал о своем заклятом враге и о непримиримой ныне его личной войне с князем тьмы и его «легионами». Потеряв все в этой жизни, ежеминутно готовый завер шить свой земной путь, он без остатка вверил себя в руки Божьи и потому не боялся ничего, и силу бесовскую гнал и преследовал, где только мог. За время своих покаянных скитаний Варлаам уставил все берега Кольского полуострова знаме нитыми «Варлаамовыми крестами», изгоняя с этих мест силу тьмы, разрушая колдовские наваж дения и чародейские видения. «Видя по тоням43 телеса мертвых восстающих бесовским действом, сим уснуть до Христова второго пришествия повелеваеши».44 То есть силою Господа Иисуса Христа Варлаам запрещал отныне восставать мерт вецам, неупокоенным душам лопарских колдунов, тем, что издревле наводили страх на рыбаков- поморов, промышляющих на этих многочисленных тонях вдоль побережья Кольского полуострова. Варлаамовы кресты, которыми преподобный окольцевал Кольский полуостров за время своих трехлетних покаянных морских скитаний, явились той необоримой силой, что зримо и навсегда при числила эти края к землям Православным. Надо сказать, что главной заслугой и кашкаран- ских святых Астерия (Астия) Авксентия и Тарасия считалось укрощение ими силы тьмы, испокон века владычествовавшей на Терском береге. Старики вспоминали об особой власти этих почивших мо нахов над «нечистыми духами» Кашкаранского наволока и о прекращении Поморский крест на острове Матвеевом с надписью: «ЛЕТА 6083 [1575 - ред.] ПОСТАВИЛИ КРЕСТ БЕРЕЗА ДА ФЕДОР ПАВЛОВ СЫН МОАО [младший сын - ред.] ПОДПИСАЛ ОАИШКО». Тоня - место рыбного промысла на морском берегу, участок, на котором стояла жилая изба с ам баром и иными необходимыми постройками для длительного проживания при сезонном лове рыбы. «Канон преподобному Варлааму Керетьцкому, новому чюдотворцу». Рукописное собрание Псковского музея-заповедника. Ф. Никандровой пустыни. № 292. 47
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz