Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).

Игумен Митрофан (Баданин) Самый первый просветитель лопарского племени, преподобный Лазарь Мурманский, впервые столкнулся в 1352 год^ на берегах Онежского озера с этим лопарским искусством напускания «мечтаний» и демонских «страшащих видений». гие мечты и видения мне делали»." Безусловно, и позже, в XVI веке, просветители Кольского Севера в пол­ ной мере столкнулись с этой ситуацией, познав на практике возможности «лопарского искусства боевой магии».42 ского племени, преподоб­ ный Лазарь Мурманский.40 Авва Лазарь рассказывал своим ученикам: «многие скорби и биения и раны претерпел я от тех зверопо­ добных мужей», которые «окаянному знанию бесов­ скому приобщенные мно- 41 IX Житие Трифона Печенгского довольно образно описывает духовно­ нравственное устройство жителей Лапландии, «народа лопарского»: «Живущие в нечестии и в самом поганском идолобесии, яко звери дикие, почитающие бесов, кланяющиеся делу рук человеческих и боготворящие га­ дов и ночных нетопырей (летучих мышей. - И. М .) и иных ползающих жи­ вотных, и едящие все нечистое и скверное». Живущие испокон века в постоянном, будничном общении с духами не­ чистыми, прибегая к их помощи во всех своих житейских бедах и нуждах, жители Лапландии, надо понимать, находились в полной их власти и с неиз­ менной готовностью творили волю бесовскую, исполняя любое повеление этих «духов злобы поднебесной». Житие хорошо передает, что началось с лопарями, как только в этих мрачных колдовских местах раздалось евангель­ ское благовестие: «разъярялись яко звери, неисповедимые делая пакости праведнику Божию, за власы таская, и о землю метая, и толкая и избивая и 40Преподобный Лазарь Мурманский (1286-1391), грек, постриженик Высокогорского монастыря в Константинополе. В 1348 году отправлен с поручением из Кесарии в Новгород, где остался подвизаться под началом новгородского епископа Василия. По смерти Владыки по знамению Божьему удалился на север, к острову Онежского озера под названием Мурма. 41 «Около Онеги жили лопь и чудь, страшные сыроядцы. Много скорбей, биений, ран и досад пре­ терпел он от этих звероподобных людей» (Филарет (Гумилевский), архиеп. Русские святые. Черни­ гов, 1864. С. 60). 4" Изучение этих возможностей с практическими целями являлось одной из задач, которые были по­ ставлены королем Швеции известному исследователю Лапландии, епископу И. Шефферу. 46

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz