Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).
Крайний север как феномен человеческой истории Рисунок на карте 1626 года: лопарь-нойд во время камлания. На некоем магическом устройстве в виде раскаленного барабана изображена саламандра, которой в оккультном знании отводится роль стража одной из стихий - огня. «В пламени, горящем под северными горами, говорят, водятся саламандры - животные, похожие на ящериц, которые живут в огне, как рыба в воде». Камлание лопарского нойда. Можно представить, насколько тяжек был труд проповедника слова Божьего на земле, ко ренное население которой пребывало во мраке тяжкого язычества, повседневно и буднично общаясь с силами тьмы, с «духами злобы под небесной». Принципиальное отличие этого народа от иных малых языческих народов Се вера, Сибири или Дальнего Востока состояло в том, что он не имел институ та родового жречества. Каждый лопарь рождался для того, чтобы стать кол дуном. Он не состоится как лопарь, если не станет «нойдом» (лопарским колдуном). Можно сказать, что лопарь - колдун по определению, независи мо от возраста и пола, что тоже свидетельствует об уникальности лопарских магических традиций. Подчас даже наиболее умелыми («знающими») ной- дами были лопарские женщины. «Н а Севере везде боятся лапландских жен щин, как ведьм, в распоряжении которых состоит сам злой дух, обязанный повиноваться их воле» .39При этом «в могуществе волхвований они облада ют далеко не равными силами. Демоны составляют часть наследства рода, и часто одна семья кичится перед другой тем, что имеет более могуществен ных» (писатель Иоган Торней, XVII в.). Первым из христианских подвижников с этим лопарским искусством напускания «мечтаний» и демонских «страшащих видений» столкнулся в 1352 году на берегах Онежского озера и самый первый просветитель лопар- Диксон В. Швейцарцы. Приложение в 6 главах / / Свободная Россия. СПб., 1872. С. 355. 45
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz