Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).

Крайний север как феномен человеческой истории Рисунок на карте 1626 года: лопарь-нойд во время камлания. На некоем магическом устройстве в виде раскаленного барабана изображена саламандра, которой в оккультном знании отводится роль стража одной из стихий - огня. «В пламени, горящем под северными горами, говорят, водятся саламандры - животные, похожие на ящериц, которые живут в огне, как рыба в воде». Камлание лопарского нойда. Можно представить, насколько тяжек был труд проповедника слова Божьего на земле, ко­ ренное население которой пребывало во мраке тяжкого язычества, повседневно и буднично общаясь с силами тьмы, с «духами злобы под­ небесной». Принципиальное отличие этого народа от иных малых языческих народов Се­ вера, Сибири или Дальнего Востока состояло в том, что он не имел институ­ та родового жречества. Каждый лопарь рождался для того, чтобы стать кол­ дуном. Он не состоится как лопарь, если не станет «нойдом» (лопарским колдуном). Можно сказать, что лопарь - колдун по определению, независи­ мо от возраста и пола, что тоже свидетельствует об уникальности лопарских магических традиций. Подчас даже наиболее умелыми («знающими») ной- дами были лопарские женщины. «Н а Севере везде боятся лапландских жен­ щин, как ведьм, в распоряжении которых состоит сам злой дух, обязанный повиноваться их воле» .39При этом «в могуществе волхвований они облада­ ют далеко не равными силами. Демоны составляют часть наследства рода, и часто одна семья кичится перед другой тем, что имеет более могуществен­ ных» (писатель Иоган Торней, XVII в.). Первым из христианских подвижников с этим лопарским искусством напускания «мечтаний» и демонских «страшащих видений» столкнулся в 1352 году на берегах Онежского озера и самый первый просветитель лопар- Диксон В. Швейцарцы. Приложение в 6 главах / / Свободная Россия. СПб., 1872. С. 355. 45

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz