Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).

Игумен Митрофан (Баданин) щики податей».36 С падением новгородской самостоятельности великие князья Московские оставили эту схему сбора дани без изменений.37 Что касается тех изначальных поселений «пяти родов детей корель­ ских» на Терском берегу, «как поселения корелы, то они не сохранились: то корела здесь ассимилировалась русскому колонизационному потоку». VIII Еще один аспект рассматриваемой нами проблемы профанного освеще­ ния истории нашего края касается замалчивания либо сглаживания мас­ штабности духовного противостояния, имевшего место в период просвети­ тельской миссии на Кольском полуострове в XVI веке. Выше мы касались сложившего в истории устойчивого восприятия тер­ риторий Крайнего Севера как вотчин князя тьмы, неизменной связи этих земель с владениями самых великих богов языческого мира. В полной мере и аборигены этого края отвечали статусу подданных этих «властителей мира тьмы». В этом смысле принимать в угоду просвещенному скепсису «фигуру умолчания» в этом вопросе - значит умалять величие подвига кольских просветителей. «Жители Биармии, - пишет Олаф Магнус, - искусны в чаровании лю­ дей. Взглядом, словами или какими-нибудь другими действиями они умеют так связывать людей, что те лишаются здравого рассудка, теряют свободу воли и часто совершают непонятные поступки». Саксон Грамматик приво­ дит такой пример волшебства биармцев в описании одной битвы: «Тогда биармцы сменили силу оружия на искусство своего волшебства, дикими песнями наполнили они свод небесный, и мигом на ясном до тех пор солнеч­ ном небе собрались тучи и полил сильнейший ливень». Не имея иных средств к защите своих семей, саамы (лопари), этот не­ большой кочевой народ, в полной мере освоил возможности сотрудниче­ ства с «духами нечистыми», призывая их себе в помощь и используя для этого целый арсенал магических приемов. «Знание этого искусства для них совершенно необходимо, так как иначе они терпели бы неисчислимые бед­ ствия и от пришельцев, и от своих же земляков», - свидетельствует историк Петр Клауд. Филиппов А. М. Русские в Лапландии в XVI веке. Сообщение Симона ван Салингена / / Литера­ турный вестник. СПб., 1901. Т. 1. Кн. 3. С. 305. См.: Heikki Kirkinen. Karjala Taistelukenttana. Karjala idan ja lannen valissa II. Helsinki, 1976. P. 70. 38 БубрихА■В. Происхождение карельского народа. С. 34. 44

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz