Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).
Игумен Митрофан (Баданин) щики податей».36 С падением новгородской самостоятельности великие князья Московские оставили эту схему сбора дани без изменений.37 Что касается тех изначальных поселений «пяти родов детей корель ских» на Терском берегу, «как поселения корелы, то они не сохранились: то корела здесь ассимилировалась русскому колонизационному потоку». VIII Еще один аспект рассматриваемой нами проблемы профанного освеще ния истории нашего края касается замалчивания либо сглаживания мас штабности духовного противостояния, имевшего место в период просвети тельской миссии на Кольском полуострове в XVI веке. Выше мы касались сложившего в истории устойчивого восприятия тер риторий Крайнего Севера как вотчин князя тьмы, неизменной связи этих земель с владениями самых великих богов языческого мира. В полной мере и аборигены этого края отвечали статусу подданных этих «властителей мира тьмы». В этом смысле принимать в угоду просвещенному скепсису «фигуру умолчания» в этом вопросе - значит умалять величие подвига кольских просветителей. «Жители Биармии, - пишет Олаф Магнус, - искусны в чаровании лю дей. Взглядом, словами или какими-нибудь другими действиями они умеют так связывать людей, что те лишаются здравого рассудка, теряют свободу воли и часто совершают непонятные поступки». Саксон Грамматик приво дит такой пример волшебства биармцев в описании одной битвы: «Тогда биармцы сменили силу оружия на искусство своего волшебства, дикими песнями наполнили они свод небесный, и мигом на ясном до тех пор солнеч ном небе собрались тучи и полил сильнейший ливень». Не имея иных средств к защите своих семей, саамы (лопари), этот не большой кочевой народ, в полной мере освоил возможности сотрудниче ства с «духами нечистыми», призывая их себе в помощь и используя для этого целый арсенал магических приемов. «Знание этого искусства для них совершенно необходимо, так как иначе они терпели бы неисчислимые бед ствия и от пришельцев, и от своих же земляков», - свидетельствует историк Петр Клауд. Филиппов А. М. Русские в Лапландии в XVI веке. Сообщение Симона ван Салингена / / Литера турный вестник. СПб., 1901. Т. 1. Кн. 3. С. 305. См.: Heikki Kirkinen. Karjala Taistelukenttana. Karjala idan ja lannen valissa II. Helsinki, 1976. P. 70. 38 БубрихА■В. Происхождение карельского народа. С. 34. 44
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz