Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).

Крайний север как феномен человеческой истории Золотоордынских сборщиков «салыги» (подушной подати) на Руси интересовала исключительно пушнина («мягкая рухлядь»): «И всякий, кто не даст ее, должен быть обращен в раба». Дань, взимаемая Русью с богатой мехами Лапландии, спасала русский народ от рабства. стоятельством и может быть объяснен тот грабительский поход «мурма- нов» на Варзугу. Они пришли сюда за тысячи километров весной 1419 года. Время было выбрано весеннее и «по полной воде», поскольку было извест­ но, что вся дань с лопарей, как обычно, будет собрана здесь (в Городище) к «Благовещеньеву дню» (25 марта / 7 апреля). Кандалакша и Варзуга на карте Симона ван Салингена XVI века обозначены как крупные поселения, расположенные по обеим сторонам рек. Изначально формировать и сопровождать обозы и корабли с собранной данью, обеспечивая их безопасность, входило в обязанность «детей корельских»,35 за что им назначалась «празга» , то есть процент от собран­ ной дани. Сборщик дани, назначаемый из Новгорода, обладал всей полно­ той власти в крае. «В Лапландии не было бояр, а страной управляли сбор- ' 5«Корельские дети» - служилый люд, «знать» корельских племен, владевшая теми или иными «от­ чинами» на Поморье и находившаяся в вопросах военной службы под началом новгородских князей. Святой князь Александр Невский. Эскиз картины В. Васнецова. 43

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz