Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).
Крайний север как феномен человеческой истории Относительно исторических хроник времен Новгородского владыче ства, то в них сведений о христианском подвижничестве и монастырском строительстве на Кольском севере не выявлено. Отдельной темой в изучении этого периода должна быть просветитель ская деятельность прп. Евфимия Корельского, приходящаяся на XIV-XV века. Мы уже приводили косвенные свидетельства об обширности миссионерских деяний Николо-Корельского монастыря, основанного прп. Евфимием и его учениками, в направлении Кольской Лапландии и до Варяжского залива (Варангер-фьорда). Одним из результатов этих исследований уже стало вклю чение прп. Евфимия Корельского в Собор Кольских святых. Вновь написанная икона преподобного Евфимия Корельского, просветителя Кольского Севера. Память о его деяниях сохранилась, например, в древнем синодике Успенской церкви с. Варзуга, где первым в списке поминаемых древних подвижников стоит: «схимонах Евфимий». К разряду гипотез, требующих дополнительных исследований, можно отнести предположение о причастности прп. Евфимия (+ 1435) к знамени той миссии свт. Киприана, когда на Русь в XIV веке прибыли палестинские монахи-подвижники. Их целью было научение русского монашества Иеру салимскому богослужебному уставу и создание общежительных очагов ино чества, духовно связанных со святой горой Синай. Так, например, сейчас достаточно уверенно можно отнести знаменитого пустынника, прп. Савва- 41
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz