Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).

Муленко Ирина Михайловна В октябре 1990 г. в обители начала возрождаться монашеская жизнь. Стали возрождаться и колокольные звоны. Из фондов Соловецкого музея на временное хранение Соловецкому монастырю были переданы 12 колоко­ лов: 10 из которых XIX в., один - XVII в., на нем выбита надпись на церковнос­ лавянском языке: «Куплен сей колокол вотчины в Соловецкия в Лямецкое усолье к церкви святаго пророка Илии весу два пуда 36 ф 1692*», и один - XVIII в. с надписью: «Вылит иждивением канцлера графа Ивана Андрееви­ ча Остермана 1797 года июня 13 дня».21В 1992 г. к этим колоколам добавил­ ся еще один 40-пудовый колокол, отлитый на Каменско-Уральском метал­ лургическом заводе. Впервые колокола зазвонили 20 августа 1992 г., когда к монастырю под­ ходил теплоход со Святейшим Патриархом Алексием II на борту. В 2003 г. Московский Колокольный центр по просьбе монастыря и му­ зея провел обследование колоколов с целью поиска возможных дефектов, которые могут оказать влияние на их звучание. В 2005 г. было принято решение специально для Соловецкой обители отлить набор колоколов. 11 июля 2007 г. колокола были доставлены на Со­ ловки. Их расположили на временной звоннице рядом с храмом Успения, поскольку на главной колокольне шли реставрационные работы. Общий вес ансамбля из 23 колоколов, изготовленных по заказу Спасо-Преображенского монастыря на Воронежском колокололитейном заводе «Вера», - 32 тонны. Самый большой из них весит 14 тонн. На колоколах изображены лики Соловецких святых, а также крест и тер­ новый венец как символы трагедии России XX столетия и Соловецкой оби­ тели, ставшей на два десятилетия местом заключения многих священнослу­ жителей и мирян. Литература 1. Возвращение из Англии пленного монастырского колокола в Соловецкую оби­ тель. М., 1913. - 41 с. 2. Раушенбах Б. В. Колокола. История и современность. М.: Наука, 1985. - 161 с. 3. Надпись древнейшего колокола Соловецкого монастыря: (предварительное со­ общение) / / Памятники культуры. Новые открытия. Письменность, Искусство, Ар­ хеология. Ежегодник. 1975. М.: Наука, 1976. - 356 с. 21Паспортизация № 111 Московского Колокольного центра. 426

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz