Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).
Колокола и звоны Соловецкого монастыря родицы честнаго и славного Ея Успения, и Великого Чудотворца Николы и Святых преподобных Чудотворцев Зосимы и Савватия, тое честные обите ли начальников, Повелением игумена Филиппа и всей же во Христе братии. А лит в преименитом и славном граде Пскове, строением князя Александра Ивановича Воротынского. А делали мастера псковские из-за Псковского конца, Матфей Григорьев сын, да Кузьма Михайлов сын. Слава совершите лю Богу, аминь». Данный благовестник получил наименование «Преподоб- нического» и висел на Соборной колокольне монастыря. Как следует из надписи на зазвонном 30-пудовом колоколе, лили его те же мастера: «При державе Благочестивого и Христолюбивого царя, великого князя Ивана Ва сильевича всея Руси и при Благоверных царевичах Иоанне и Феодоре Иоан новичах лит сей колокол в преименитом граде Пскове; а мастеры Михайло вы дети Матфей да Кузьма, аминь».8 Есть данные, что Иоанн IV в 1560 г. пожертвовал еще два малых зазвон- ных колокола весом по 25 пудов. Еще один благовестник был отлит псковскими мастерами уже в царство вание Феодора Иоанновича, в 1597 г. Весил он 150 пудов. Надпись на нем гласила: «Слит сей колокол в Новеграде на Соловки, лета 7105 (1597) при царе Великом князе Федоре Ивановиче всея Руси, и при ево царице великой княгине Ирине строил дворецкий Григорий Васильевич Годунов, в дом Спа су и Пречистой Богородице и Преподобным чудотворцам Зосиму и Савва- тию; а лил Иван Матфеев сын Псковитин».9 В 1600 г. в самом Соловецком монастыре старцем Сергием был отлит благовестник весом в 995 пудов. Царь Борис Годунов специально для отлив ки данного колокола прислал 500 пудов меди и 100 пудов олова, и в связи с этим колокол стали именовать «Борисовичем». В XVII в., в 1633 г., келарем Троице-Сергиевой Лавры Александром Бу латниковым были пожертвованы два колокола. В монастырском описании архим. Досифея об этих колоколах сказано так: «Н а малом, весом в два пуда, написано: “Лета 7132 (1626) сентября в 1 день, слиты сии два колокола по повелению Живоначальныя Троицы Сергиева монастыря келаря старца Александра”; на другом малом, такого же веса, надпись голландская: “Niclaes is min niem 1572”». Хотелось бы также отметить, что на монастырской звоннице Анзерско- го скита были еще колокола иностранного производства: «В Свято- 8 Раушенбах Б. В. Колокола. История и современность. М., 1985. С. 151. 9 http://www.solovki-science.ru/istkolol.htm. 419
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz