Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).

Муленко Ирина Михайловна ется: «Н а колокольне небольшой зазвонный ка­ менный колокол, сделанный при игумене Зосиме, чудотворце Соловецком» и далее: «Клепало ка­ менное, в которое ударяли к церковной службе во время игуменства преподобного Зосимы».1 Также к колоколам XV в. относится колокол не­ мецкого литья, сохранившийся до наших дней. Предположительно, это так называемый Каянский колокол, который был пожертвован в монастырь каянскими воеводами при игумене Арсении, при­ емнике прп. Зосимы. Об этом событии свидетельствует вкладная грамота: «Се яз Федор Иванович воевода Каинские рати и Подвомские Ол- ферей и Федор, и Новгородцы, и дети Корельстии, Вымольцы, и Тиврульцы, и вся рать Каинская, что ходили есьмо на Ию реку за обиду детей Корель- ских; и на войны своея дали осьмя колокол Святому Спасу на Соловки, игу­ мену Арсенью, священником и старцем всем монастыря Соловецкаго во веки».2 Надо отметить, что в сане игумена Арсений был очень недолго - с 1478 по 1479 г., а значит, согласно вкладной грамоте, именно в течение этого года данный колокол появился в монастыре. М. Ф. Мурьянов в своей работе «Надпись древнейшего колокола Соловецкого монастыря» так описывает этот колокол: «Колокол 1417 года украшен восемью расположенными по­ парно рельефными изображениями коронованных особ, священника, про­ столюдинов и тонким орнаментом с геральдическими элементами».3 По данным проведенной Московским Колокольным центром паспортизации, одна из фигур - женщина с мечом и колесом, предположительно - вмц. Ека­ терина Александрийская, а изображенные на колоколе гербы, возможно, герцога Тюрингенского из рода Брабант. Вес колокола 24 пуда. В верхней части колокола расположены два полукруглых валика, между которыми на­ ходится литая готическая надпись на старонемецком (латинском) языке: «ANNO DOM IN I MILLESIMO QUADRINGENTESIMO SEPTEN- 1http://www.zvon.ru/article3.view2.page8.partl6.html. 1 http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/XIII/1260-1280 /Gramoty_otn_Novgoroda_ knjaz/321-340/327.htm 3Надпись древнейшего колокола Соловецкого монастыря: (предварительное сообщение) // Памятники культуры: Новые открытия: Письменность; Искусство; Археология, Ежегодник. 1975. М.: Наука, 1976. С. 192-193. 416

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz