Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).

Традиции соборных звонов в Архангелогородской Епархии в XVII-XVIII вв. нем в соборе под «тихогласный» звон собрались архимандрит, священство и весь народ. Из собора процессия направилась в Крестовую церковь за те­ лом почившего владыки. После малой литии под редкий, погребальный звон тело владыки было перенесено в соборный храм.27 Особым северным колоритом отличались чины звонов на праздник Тор­ жества Православия, на Царские часы, на Действо Страшного Суда, встреч­ ные и проводные монастырские звоны во время путешествия владыки Афа­ насия в Архангельск. В дальнейшем этим звонам можно было бы посвятить отдельную увлекательную статью. В заключение сделаем следующие выводы.Приводимые нами тексты яв­ ляются свидетельством ценностного, благоговейного отношения к чину ко­ локольного призыва не только простых горожан Холмогор, но и архиепи­ скопа Афанасия. Об этом неоднократно свидетельствовали его указы о вре­ мени, продолжительности и способе звона. В уставах отмечается стилисти­ ческая выразительность текста о характере и способах звона: благовест «на собор», «для ходу», «большое провождение со звоном», «благовест до указу», «благовест во отдачу денных часов», «звон в малые переменяяся», «звон в два», «в четыре», «в шесть» и «во вся», благовест «в великий без премены», «без большаго» и «с большим», «особой статней», «вельми тихо», «тихогласно». Обладая исключительной информативностью, колокольный звон спо­ собствовал соборности всех духовных сил горожан, настраивал сердца слы­ шавших на единый лад с предстоящим Литургическим действом, задавал тон праздника или поста, создавал особое радостное переживание веры во время крестных ходов и молебнов. Касаясь традиции северного звона, отметим, что ее созидание - это со­ вместный подвиг, совершаемый личностным добровольным стремлением как Архиерея, причта храма, так и звонарей. Неукоснительно следуя Церков­ ному уставу и Архиерейским распоряжениям, звонари тем самым являлись хранителями отеческих преданий и исторической памяти. Исполнение слож­ нейших уставных звонов свидетельствует об их волевых качествах, «желез­ ной» дисциплине и глубокой ответственности в деле своего служения. На долгие годы был печально забыт колоссальный северный звонарский потенциал. Поэтому сегодня необходимо реабилитировать старинные обы­ чаи, чтобы не прервалась связь звонарских поколений, а пространство коло­ : Там же. С. 253. 413

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz