Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).
Иванова Мария Александровна кресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех». В тот же момент благовест оканчивался и начиналась подготовка к крестному ходу «Архие рей приемлет крест в правую руку и священники со Евангелием и со святы ми иконами изходят из олтаря царскими дверьми». В тот момент пономари ударяли в вестник, а звонари благовестили «во вся колоколы» до указу.16 Когда шествие останавливалось у западных врат, ключарь подавал сигнал к завершению звона. В наступившей тишине Архиерей возглашал: «Слава Святей и Единосущней...», после чего владыка «со диаконы» пели тро парь праздника: «Христос воскресе из мертвых». После возгласа ключарь отдавал пономарям распоряжение «дать весть» звонарям, чтобы «звонили во вся три звона» до чтения послетретьей песни праздничного Канона.17 Особый интерес представляет обычай звона на чтение Пасхального Евангелия. Текст Евангелия разделялся на небольшие статии, в начале чте ния которых ударяли в храмовый вестовой колокол и одновременно «во вся» колокола на звоннице. По окончании Евангелия звонили «во вся» «звон един».18В этом случае сложно представить, каким образом звонари единовременно и четко, следуя евангельскому чтению, звонили в храме и на колокольне. Важность правильной и четкой организации звонов подчеркивается в Чиновнике отдельными главами: «О благовесте», «О времени благовеста» и «О звону». В них достаточно подробно указаны характерные особенно сти времени и способа звонов на малые и великие праздники. Так, «К малой вечерни и «седмичным» святым звон «един час» в два колокола, великим святым звон «три часа». В течение года в субботы, препразднства Господ ских и Богородичных праздников, в Пятидесятницу звон « в четыре» коло кола. Святому, которому служится славословная служба, звон «на шесть» колоколов. На полиелей, на отдание праздника, в Великий пост и в воскресе ние вечером «полиелейной благовест и звон без болшаго во вся» .19 Особый интерес представляет текст специальной главы устава: «Когда звон начинается»: к вечерне звон совершался после прочтения трех псалмов Девятого часа, к утрене, когда «иерей начнет помянник», к Литургии - «по трех псалмех Шестого часа». На Евхаристическом каноне благовест продол жался до пения: «и молимтися, Боже наш». Здесь же изложен порядок звона 16Там же. С. 111-112. 17Там же. С. 113-114. 18Там же. С. 117-118. 19Там же. С. 190. 410
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz