Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).
Традиции соборных звонов в Архангелогородской Епархии в XVII-XVIII вв. Звонари-монахи на колокольне. Художник А. Косиничев. Литургии.11Во время чтения псаломщиком «Славы» на 6-м Часе пономарь, совершив поклон Архиерею, ударял в вестовой колокольчик, и после этого сигнала звонили «во вся к литургии».12На повседневную службу пономарь ударял в вестник в момент чтения «Трисвятого» на 6-м Часе, а на Литургию звон производился в два колокола до возгласа: «Благослови, Владыко».13 Обращают на себя внимание Архиерейские указы о времени звона в за висимости от летнего и зимнего времени. Так, «с 11 ноября до Рождества Христова указал преосвященный архиепископ благовестить в простые дни к вечерни за час, ко утрени за пять часов, к литургии в полтора часа; в суббо ту и в неделю в час с четвертью, ко всенощной за полъосма ч а с а» .14 В периоды постов на службы, как правило, благовестили без большого колокола, а в особый постный колокол, после которого был непродолжи тельный трезвон в два колокола.15 Нельзя обойти вниманием обычаи звона к Пасхальной заутрене. В четы ре часа ночи к утрене начинали благовестить в большой колокол до времени «шествия Архиерейскаго». При «вхождении» Архиерея в церковь совер шался краткий «звон во вся», переходящий затем в благовест. Пока звучал благовест, Архиерей облачался, кадил престол «по чину» с пением: «Вос 1 Там же. С. 13. 12Там же. С. 14. 13Там же. С. 30-31. 14Там же. С. 38. 15Там же. С. 91, 94. 409
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz